Уже почти шестнадцать лет, как нет с нами выдающегося российского альтиста Фёдора Дружинина, но память о нем продолжают хранить его близкие, друзья, коллеги, ученики… Издаются ноты, записи, проводятся мемориальные концерты. Недавно дочь альтиста Елена Шичалина (Дружинина) передала в дар Российскому национальному музею музыки инструменты и личные вещи артиста, которые музей представил на выставке «Фёдор Дружинин. Исполнитель. Педагог. Композитор». К ней был приурочен авторский концерт Дружинина, где его сочинения исполнили его ученики Юрий Тканов, Алексей Симакин и другие музыканты. Формат концерта-выставки стал традиционным для Музея музыки – музея, который звучит.
Небольшая, камерная экспозиция в фойе на втором этаже встречала слушателей, знакомя с героем вечера. Вот концертный фрак Дружинина – он кажется совсем маленьким, не в пример большим замыслам, воплощенным в нем на сцене. Альт Дружинина озвучивал сочинения Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Андрея Волконского, Моисея Вайнберга. Принадлежавший Дружинину редкий инструмент виоль д’амур сделал мастер Тимофей Подгорный, внесший большой вклад в изготовление альтов. Удивляет наличие на выставке фисгармонии альтиста. «Он был практически полимузыкант, – говорит научный консультант выставки Елена Долинская. – Если бы вы заглянули к нему в дом, вы бы увидели, что там жили фисгармония, рояль “Бехштейн”, флейта из слоновой кости, виоль д’амур, альты, скрипки. На многих инструментах Фёдор Серафимович играл».
Куратор выставки Ирина Новичкова представила Дружинина продолжателем традиций его учителя, основателя отечественной альтовой школы Вадима Борисовского. Рукописная афиша вечера студентов профессора В. В. Борисовского среди других учеников называет и двадцатитрехлетнего Федю Дружинина. На соседней афише Дружинин уже лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве, выступающий в дуэте с почтенной Марией Юдиной. «На встречу Мария Вениаминовна пригласила Фёдора Серафимовича очень оригинально, – рассказывает Елена Долинская. – Она была в составе так называемой приемочной комиссии Радиокомитета. Там она услышала запись Фёдора Серафимовича и написала ему письмо: “Мой дорогой альт, приезжайте в такое-то время в Соломенную сторожку”. А это бог знает где, какой-то конец Москвы…»
Особую роль в жизни Дружинина играл Дмитрий Шостакович, посвятивший ему свое последнее сочинение – Сонату для альта и фортепиано. На выставке мы видим редкий архивный кадр с премьеры, которую Дружинин и Михаил Мунтян осуществили уже после смерти автора. Дружинин познакомился с Шостаковичем на репетиции Девятого и Десятого квартетов, когда ему пришлось занять место своего учителя в Квартете имени Бетховена. Один из самых ценных экспонатов выставки – фотография Шостаковича, на которой нетвердой рукой, неразборчивым почерком нацарапана надпись: «Дорогому Фёдору Серафимовичу Дружинину от горячо благодарного и горячо любящего Д. Шостаковича. 1975».
Концерт-выставка представил Дружинина в его менее известной ипостаси композитора – автора романсов и камерной музыки. В сочинениях Дружинина ощутимо влияние Шостаковича, особенно в ранней Сонате для альта соло, написанной двадцатидевятилетним композитором. «Молодую» сонату исполнили молодые музыканты Серафим Герасимов (I, II части) и Татьяна Филоненко (III, IV части). Как и Шостакович, Дружинин сближает камерную музыку с симфонической, на четырех струнах обращаясь к тем же темам, которые воплощает большой симфонический оркестр. Квартеты Шостаковича называют «симфониями для четверых», а Дуэт для двух альтов Дружинина носит название Sinfonia а due (итал. «Симфония для двоих»). В трактовке Алексея Симакина и маэстро Юрия Тканова сочинение приобрело трагический характер. Жалобная мелодия сменяется галантным менуэтом, изящным вальсом и страстным танго. Но вальс быстро сходит со сцены, танго оборачивается диссонансами, а легкомысленный менуэт не выдерживает столкновения с реальностью: смычок постепенно уходит за подставку альта, и от менуэта остается только шум.
Романсам альтиста аккомпанирует не фортепиано, а струнные инструменты. Романс «Блудный сын» на стихи В. Мамонова для баса и альта исполнили профессор Алексей Мочалов и маэстро Юрий Тканов. Странствия блудного сына Дружинин передает при помощи средневековой секвенции Dies irae, которая звучит прекрасной манящей мелодией, но вскоре обнажает свой первоначальный страшный облик. Иной образ рисует Ноктюрн «Ночь и море» для сопрано и струнного секстета на стихи испанского поэта Лоренцо Рибера. Юрий Тканов (альт), Фёдор Землеруб (виолончель) и «Promenade-квартет» подчеркнули декоративную сторону сочинения, неспокойное море виолончелей и крики чаек-скрипок. Реплики сопрано Елены Яздовской парили над музыкой секстета, словно задумчивая речь человека, наблюдающего взбушевавшееся море из открытого окна.
Альтист Фёдор Дружинин композитором был скромным. Он долгое время не хотел вступать в Союз композиторов, несмотря на приглашение Альфреда Шнитке и Романа Леденёва. Елена Долинская, представившая программу концерта, заключает: «Удивительно, что он умел мастерски выражать себя в разных жанрах: детская, совершенно наивная песенка, а рядом – философское вокальное размышление “Блудный сын”. Фёдор Серафимович всегда умел найти тот особый язык, тот колорит, который раскрывал в нем блистательного представителя отечественной музыкальной школы альта Московской консерватории».