SOUND UP События

SOUND UP

постшопеновская эпоха

В Новой Третьяковке с участием Алексея Любимова, Владимира Мартынова и Михаила Дубова прошел первый ежегодный фортепианный фестиваль Sound Up Fortе, объединивший представителей академической, электронной и экспериментальной музыки.

«Не знаете, что происходило с фортепиано после Шопена?» – буквально кричаще спрашивает современное поколение заголовок одного из топовых журналов, анонсируя очередное событие, призванное восполнить пробелы в наших знаниях о новшествах времени. Очередное – потому, что в окружающем нас культурном контексте в этом направлении делается немало. Различные фестивали современной музыки от почтенной «Московской осени» до проектов молодых энтузиастов с дерзостью штурмуют столицу.

Другое дело, что «раз в год и палка стреляет», а иными словами: срабатывают российские попытки расширить наше представление о пространстве новой музыки пока лишь на узкую аудиторию. Действительно, проблема существует, поскольку для большинства людей музыкой остаются произведения Бетховена, Верди, Чайковского.

Каждый вновь появляющийся фестиваль всегда пытается по-своему найти путь к решению «агитационной» проблемы. Относительно Sound Up Fortе, задел на успех начинается с внешнего и немаловажного фактора. Довольно продолжительный фестивальный вечер организаторы задумали как максимальное погружение в формате светского, даже гламурно-светского раута.

С семи до восьми вечера, и позже в антрактах между музыкальными сессиями, гости имели возможность посетить «особое пространство удвоенных впечатлений Dewar’s Double Bar»: как было заявлено в рекламе, «это, во‑первых, бар с коктейлями Tommy D Sour и Coconut Highball на основе виски двойной выдержки». А уже второй частью пространства стал любопытный перформанс Юрия Квятковского – своеобразный психологический тест в зеркальной комнате, где предоставляли возможность чуть покопаться в себе и поразгадывать тайны своего «второго я».

Так или иначе, «встречают по одежке», которая для многих любителей подобного непринужденного времяпрепровождения оказалась весьма привлекательной. Далее следовал организаторский «ход конем»: зазвучала весьма непростая музыка, и в большом количестве.

«Коктейль» нового слова фортепианной музыки составили из имен, хорошо известных в профессиональной среде, что в какой-то степени можно считать гарантией качества. Ведь главная проблема музыки XX–XXI веков не в количестве (ее очень много), а в качестве: сложно найти бриллиант. Итак, в концертную программу вошли сочинения таких композиторов, как, например, Филип Гласс и Хельмут Лахенман, из русских в список попали Владимир Мартынов, Дмитрий Курляндский, Павел Карманов.

В чем идея фестиваля? Диалог между представителями академической сцены и экспериментальных жанров. Пожалуй, добровольное столкновение поколений, имеющих что сказать друг другу. Куратором академической части стал известный пианист, лишенный предрассудков и закостенелости, открытый всему новому Алексей Любимов. Он и его коллеги Михаил Дубов и Владимир Иванов-Ракиевский исполнили сочинения второй половины XX века.

Условно «электронная» часть плейлиста фестиваля – три эксперимента с синтезом акустического и электронного звучания. Петербургский битмейкер Георгий Котунов (Long Arm) соединил неоклассику с даунтемпо, исполнив специальный фортепианный сет с подключением электроники и камерного ансамбля. Продюсер и композитор Azamat усилил фортепианный тембр электроникой, струнным квартетом и вокалом. Роман Литвинов (Mujuice) представил премьеру концертного исполнения своего альбома «Metamorphosis» с фортепиано и камерным оркестром (аранжировка Андрея Бесогонова, дирижер – Станислав Малышев).

Владимир Мартынов

Слушая эту новую или незнакомую музыку молодежи, можно ставить перед собой бесконечный ряд вопросов и задач. Возникают аллюзии, сравнения: чаще немузыкального, а бытового характера. Фестиваль фортепианной музыки? Тогда как осмыслен инструмент? И если он используется как ударный, то так делал еще Прокофьев, но ему удавалось развивать при этом музыкальную мысль, опираться на идеи. А должно ли сегодня все это удаваться тем молодым музыкантам на сцене?

Если вернуться к разговору об идее фестиваля с диалогом поколений, имеет смысл прокомментировать интересный прецедент. Портал Esquire задал пианисту Алексею Любимову и электронщику Роме Литвинову (Mujuice) 10 вопросов о музыке, среди них: «Каких современных музыкантов не забудут через 100 лет? Есть ли музыка, которую вы терпеть не можете? Какое будущее у музыки?» Любимов и Литвинов ответили на вопросы по-разному. И вот парадокс: достаточно убрать имена, и неясно, кто из них представитель нового поколения – «витиеват» второй и азартен первый.

Оптимистичен, мудр и прозорлив Алексей Любимов: «Музыка очень быстро исчезает. Ее забывают. Создать что-то прочное очень сложно. Мне кажется, через сто лет не останется ни одного сегодняшнего музыканта, которого будут вспоминать. Сейчас такой темп – музыка постоянно меняется, и каждое следующее десятилетие отбрасывает в прошлое, предыдущее. Раньше многие композиторы мечтали остаться в истории. А сейчас спросите любого: хотят они этого? Никто не хочет. Им важно жить сегодняшним днем».

Волею судьбы получилось, что наиболее ярким эпизодом Sound Up Fortе стало исполнение «Переписки» двух композиторов – Владимира Мартынова и Георга Пелециса. Автор произведения Владимир Мартынов исполнил его в дуэте с Михаилом Дубовым.

«Переписка» была создана в 1985 году и с тех пор весьма популярна. По пересказанной легенде, когда-то Пелецису во сне пришла музыка без авторства и даже без конкретной стилистики. Записав «сновидение», Пелецис послал набросок Мартынову, а тот отправил другу ноты, в конце которых написал: «Жду ответа». Так появилось сочинение-диалог двойного авторства.

Но стилистика в музыке Мартынова и Пелециса не просто есть, а именно она и играет определяющую роль. Ее варианты и преобразования проносят перед слушателями невероятную палитру эмоциональных комплексов, закрепленных за разными стилями: здесь и Шуман, и рок-музыка. Необычный, но захватывающий эффект.

Как всегда в случае с современной музыкой – в фестивальной программе было много любопытного и полезного, но не меньше затянутого и туманного. Без сомнения, то, что такой крупнейший проект, как Sound Up, взял под свое крыло еще один вектор движения, а именно перспективное развитие фортепианной музыки, – хороший и многообещающий знак. Будем ждать продолжения.