Современной музыке – звучать! События

Современной музыке – звучать!

В Чайковском завершилась XIII Международная академия молодых композиторов

Российское музыкальное образование – система, основанная на традициях, что является как ее достоинством, так и недостатком. Наш взгляд нередко ограничен стандартами того, «как именно это должно быть», что часто не способствует восприятию явлений нового искусства. Возникает замкнутый круг: я не понимаю современную музыку, она мне не нравится, я ее не слушаю и не изучаю, поэтому и не понимаю. Преодолеть эту инерцию помогают на XIII Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском.

Проведение сентябрьской творческой школы для композиторов стало уже традицией – с 2011 года в Чайковский съезжаются студенты из разных уголков мира. В этот раз Академию поддержал Президентский фонд культурных инициатив, что позволило организаторам во главе с директором Викторией Коршуновой добавить новые направления – лабораторию Центра электроакустической музыки Московской консерватории и курс для музыковедов. В разных локациях Чайковского все две недели проведения с утра до позднего вечера читали лекции, проводили презентации, репетировали, играли концерты.

Студентов-композиторов в этом году разделили на группы: восемь из них писали пьесу для Московского ансамбля современной музыки – постоянного участника курсов в Чайковском, а четверо других – создавали мультимедийные произведения вместе с CEAM Artists. Консультировали молодых авторов опытные профессора, приглашением которых занимался руководитель Академии Александр Хубеев. Команду преподавателей, состоявшую в основном из российских композиторов, удачно дополнили и иностранцы: Михаэль Пельцель, Артуро Кораллес и Брис Позе. Создание сочинений с электроникой и другими медиа, впервые выведенное в отдельное направление (куратор – композитор Николай Попов), дало молодым композиторам возможность попробовать себя в этой сфере, ведь для некоторых это стало фактически первым опытом. Кроме того, они могли взаимодействовать с очень открытыми к новому музыкантами CEAM Artists: виолончелистка Юлия Мигунова и баянист Венедикт Пеунов рассказывали о самых необычных техниках игры, а также пускались в любые сценические эксперименты, которые предлагали им студенты.

Созданию нового очень способствовала творческая атмосфера на Академии и многообразие представленных форматов. Буквально каждый день в Чайковском раскрывались разные стороны современной музыки. Вдохновляет импровизация? Можно посетить концерт композиторов-профессоров Алексея Сысоева и Владимира Горлинского и даже поиграть с ними вместе. Интересны технологии в музыке? Тогда стоит сходить на мультимедийный концерт CEAM Artists. Хочется послушать новую вокальную музыку? Ее представляет виртуознейший квартет N’Caged. Не хочется сидеть в концертном зале? Тогда стоит сходить на перформанс композитора Ольги Бочихиной в парк аттракционов. Менялись и традиционные роли: например, главными участниками «Колеса Времени» стали студенты-музыковеды, а на выставке «Музыка машин» (кураторы Олег Макаров и Николай Попов) в качестве музыкальных инструментов выступили технические устройства.

Не менее важная часть Академии – практикум для молодых исполнителей. Нестандартным приемам игры или способам препарации (подготовки, видоизменения) инструмента в российских консерваториях почти не учат, а это очень важная часть современной музыки. Со студентами старательно занимались солисты МАСМ и CEAM Artists, а финальной точкой стал концерт, где вместе с пьесами классиков ХХ века участники практикума исполнили молодых композиторов. Приобщаться к современной музыке предлагали не только студентам, но и совсем юным музыкантам: МАСМ организовал совместный концерт с учащимися местной ДШИ №1.

Новым направлением на Академии стал спецкурс для музыковедов – музыкантов, на чьи плечи ложится миссия просвещения людей. Умение интересно преподносить свои знания особенно важно, когда речь идет о современной музыке. Как и в случае с другими специальностями, вузовские программы музыковедов довольно консервативны и часто не включают полноценного изучения творчества второй половины XX века, не говоря уже о сочинениях, которые пишутся сегодня. Именно поэтому попадание в живую творческую среду для студентов стало ценнейшим профессиональным опытом. Во-первых, на Академии можно услышать новые произведения в очень качественном исполнении. Во-вторых, пообщаться напрямую с исполнителями и композиторами, понаблюдать за процессом создания пьес – от показа эскизов и репетиций до финальных концертов. В-третьих, музыковеды и кураторы направления Ирина Севастьянова, Татьяна Яковлева и Владимир Жалнин подготовили специальную лекционную программу, погружая участников в контекст современного искусства, анализа произведений и разных подходов к их осмыслению.

Для всех участников Академия – возможность обмена знаниями и впечатлениями и очередное доказательство того, что, чем больше современную музыку исполнять и слушать, тем интереснее, оказывается, погружаться в этот неизведанный мир.

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати

От тайги до британских морей События

От тайги до британских морей

Объявлены лауреаты III премии «Чистый звук»

Здравствуй, племя незнакомое Конкурс Рахманинова 2025

Здравствуй, племя незнакомое

Конкурс имени Рахманинова стартовал с фортепианной номинации