Союз композиторов России и «Фирма Мелодия» начинают подготовку масштабного проекта: издание камерной музыки от русского авангарда 1910-х годов до современности. В записи примет участие Московский ансамбль современной музыки, работа начнется 1 июля. В шести цифровых альбомах будут представлены сольные и камерные сочинения прошедшего столетия от русского авангарда начала XX века до современности.
Проект представит композиторов, сформировавших звуковой контекст современной академической музыки после 1990-х годов: это и яркие композиторы-одиночки, и участники композиторских объединений 2000-х – «СоМа» и «Пластика звука». Кроме московских и петербургских авторов будут представлены композиторы из Брянска, Казани, Нижнего Новгорода, Перми, Томска, Ростова-на-Дону и Улан-Удэ. В антологию войдут пьесы как признанных современных композиторов, так и авторов более молодого поколения: Дмитрий Курляндский, Владимир Раннев, Кузьма Бодров, Павел Карманов, Эльмир Низамов, Алексей Сюмак, Антон Сафронов, Николай Хруст, Антон Светличный, Ольга Бочихина, Настасья Хрущёва, Арман Гущян, Олег Гудачёв, Алексей Наджаров, Александр Хубеев, Алина Подзорова, Анна Поспелова, Наталья Прокопенко, Денис Хоров, Владимир Горлинский, Николай Попов, Ольга Раева, Алексей Сысоев, Марк Булошников, Георгий Дорохов.
Важной частью серии станут сочинения композиторов эпохи авангарда 1910–1920-х годов и знаковые сочинения второй половины XX века. Профессор Московской консерватории и пианист МАСМ Михаил Дубов запишет пьесы Ивана Вышнеградского, Артура Лурье, Александра Мосолова, Николая Обухова, Гавриила Попова, Леонида Половинкина и Сергея Протопопова, а также сочинения второй половины XX столетия – от произведений Арво Пярта, Софии Губайдулиной и Эдисона Денисова периода “оттепели” до концептуальных сочинений 1970–1980-х Владимира Мартынова, Николая Каретникова и Владимира Тарнопольского, Александра Вустина и Дмитрия Смирнова.
Дмитрий Курляндский: «В конце 80-х я до дыр затирал на старом проигрывателе пластинки “Мелодии”: Шнитке, Губайдулину, Денисова. Помню, с каким волнением нес очередное приобретение из магазина на проспекте Калинина. Хоть пластинки и были в открытом доступе, все равно почему-то казалось, что через них соприкасаешься с чем-то не до конца дозволенным. Возможно, потому что новая музыка вскрывает в нас какие-то потайные двери. В 95-м так же на меня подействовали диски Лигети, Веберна и Берио, купленные во Fnac в Париже. Увы, и сегодня современная музыка у нас является неким guilty pleasure для избранных – ее мало играют, почти не транслируют и крайне редко издают. Но вот, “Мелодия” снова ступает на эту зыбкую почву и, возможно, как это случилось со мной 30 лет назад, в ком-то откроются потайные двери. Уточню, что почва не так уж и зыбка, проверено – все устоят. Музыка композиторов (членов СКР, который и инициировал издание), рожденных в 70-е – 80-е – именно они сегодня представляют, и безусловно успешно, новую русскую музыку на мировой сцене. От минимализма до экспериментальной музыки. Наши лучшие исполнительские силы. Вроде бы, сегодня любую запись можно найти в сети, нет больше очередей за 4-й симфонией Шнитке, появились лейблы Fancymusic и remusik.org, специализирующиеся на новой музыке. Но волнение откуда-то вернулось…»
В записи примет участие Московский ансамбль современной музыки – первый коллектив современной России, исполнявший экспериментальные партитуры в нашей стране, а также познакомивший зарубежных слушателей с новыми русскими авторами. Ансамбль был создан тридцать лет назад при непосредственном участии лидера отечественного авангарда Эдисона Денисова. В записях будут участвовать солисты МАСМ и музыканты, с которыми ансамбль активно сотрудничает – Иван Бушуев, Мария Алиханова (флейта), Михаил Дубов (фортепиано), Евгений Субботин, Глеб Хохлов, Роман Минц, Марина Катаржнова (скрипка), Олег Танцов (кларнет), Ольга Демина, Юлия Мигунова (виолончель), Сергей Чирков (баян), Ольга Власова (певица).
Виктория Коршунова, директор Московского ансамбля современной музыки: «За 30 лет мы исполнили тысячи новых произведений, многие из которых были написаны специально для ансамбля. И теперь мы наконец получили возможность в сотрудничестве с Союзом композиторов России начать документировать музыку, написанную отечественными авторами. Конечно, в четырех альбомах невозможно охватить всю многообразную панораму современной композиторской сцены, поэтому пока мы сконцентрировались на сочинениях, написанных композиторами 1970–1990 годов рождения. И мы очень надеемся, что это начало большой серии, которая в дальнейшем представит еще больше композиторских имен».
Карина Абрамян, генеральный директор Союза композиторов России: «Об осуществлении этого проекта мы думали несколько лет, инициатива исходила от МАСМ, у них “в руках” почти вся современная камерная музыка. Рабочее название проекта “Звуковой обзор” / Sound Review, и это действительно обзор российской камерной музыки последних 100 лет. Без государственной поддержки мы не смогли бы воплотить эту стратегически важную для нас идею: композиторы получат авторские выплаты за издание, а музыка будет записана в достойном исполнении и в качественном звуке – мы продолжаем сотрудничество с Михаилом Спасским, звукорежиссером Московской консерватории. Важным жестом станет запись пьес недавно ушедших Дмитрия Смирнова и Александра Вустина, без которых невозможно представить контекст современного музыкального искусства».