Союз слова и музыки События

Союз слова и музыки

В Курске завершился XVIII Музыкальный фестиваль имени Г. В. Свиридова

«Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь», – писал Георгий Васильевич Свиридов. Ныне музыкальному фестивалю, носящему его имя и традиционно проводимому в Курске, на родине композитора, определение «наиболее действенного из искусств» (не путать с ленинским определением кинематографа) могло бы послужить в качестве девиза. Именно в гармоничном союзе Музыки и Слова – и не случайно мы пишем эти слова с большой буквы – жил Курск в течение целого месяца: с 15 ноября по 16 декабря 2017 года.

До юбилейной полувековой даты остался всего лишь год: традицию проведения курских музыкальных фестивалей заложил сам Георгий Васильевич в 1968 году, когда по его инициативе состоялся масштабный, под стать столичному, Музыкальный фестиваль на песенной курской земле. Тогда сюда приехал симфонический оркестр под управлением Кирилла Кондрашина, хоровая капелла Александра Юрлова, солисты Большого театра, в числе которых был Александр Ведерников, впоследствии бессменный председатель жюри Международного конкурса камерного пения имени Г. В. Свиридова.

Прошло тридцать лет. И вот, начиная с 1998 года, свиридовские фестивали стали проходить регулярно. Как жанрово разнообразным было творчество самого композитора, так и фестивали его имени – это настоящий музыкальный калейдоскоп: хоровые, камерно-инструментальные, симфонические произведения, опера, народные песни. И калейдоскоп словесный: встречи, презентации, конференции.

15 ноября XVIII Музыкальный фестиваль имени Г. В. Свиридова торжественно открыли Орловский губернаторский камерный хор «Лик» (художественный руководитель и основатель Дмитрий Коваленко) и Симфонический оркестр Курской государственной филармонии под управлением Константина Маслюка, главного дирижера Вятского симфонического оркестра имени В. А. Раевского. В программе концерта – произведения Чеснокова, Мусоргского, Чайковского и, конечно же, самого Свиридова. Константин Маслюк решился на смелый профессиональный эксперимент. Кантата Чайковского «Москва» исполнялась курским оркестром впервые, и при этом всего за одну репетицию дирижеру удалось достичь гармоничного ансамбля и оркестра, и хора, и солистов (кстати, одним из них был Андрей Капралов, лауреат Международного конкурса камерного пения имени Г. В. Свиридова этого года).

Свой фестивальный триумф Симфонический оркестр Курской филармонии продолжил под управлением своего «родного» художественного руководителя и главного дирижера Игоря Сукачёва, возглавляющего коллектив с 2005 года. 1 декабря зрителям была представлена блестящая виртуозная оперная программа «Opera viva!» совместно с солистами Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова: Дмитрием Бобровым, Анной Синицыной, Алексеем Богданчиковым и Елизаветой Соиной. Арии, дуэты и оркестровые фрагменты из произведений Моцарта, Доницетти, Россини, Бизе, Верди, Оффенбаха, Кальмана – «настоящие шлягеры, самые известные и популярные», по словам Дмитрия Боброва, – настраивали на позитив буквально всех: и зрителей, собравшихся в зале, и самих исполнителей. Концерт можно было бы смело назвать «Брызги шампанского» – таким будоражаще-праздничным он получился!

Перейдем теперь к «словесной» части фестиваля. Целую серию творческих встреч открыл 2 декабря в Свиридовском центре искусств режиссер, педагог, народный артист России Владимир Бейлис. Много лет своей жизни он посвятил Малому театру; там же работал вместе со Свиридовым над спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович», к которому Георгий Васильевич писал музыку. Владимир Михайлович вспоминал о своей дружбе с композитором, об их совместном творчестве, зачитывал отрывки из переписки. Подчеркивая, что этому он научился именно у Свиридова, Владимир Бейлис напутствовал молодых начинающих актеров: «Я всегда говорю своим ученикам: автор первичен! А режиссура, актеры – они вторичны. Не корежьте автора! Изучайте автора!» В наш век господства так называемого «режиссерского театра» с его установкой на «смерть автора» эти слова мастера наиболее актуальны, если не сказать злободневны.

3 декабря состоялась творческая встреча с заслуженным деятелем искусств РФ, писателем, критиком, кинодраматургом, академиком Российской академии художеств, автором книг о Свиридове Андреем Золотовым. И недаром на афише значилось: «Воспоминания о Г. В. Свиридове». Общение композитора и литератора длилось 40 лет; их дружбу можно назвать по‑настоящему творческой. И по мнению Андрея Андреевича, музыка Свиридова не только не отдаляется с годами, но приближается к нам; мы начинаем лучше ее понимать, лучше чувствовать.

Кстати, общение зрителей и с Владимиром Бейлисом, и с Андреем Золотовым сопровождалось выступлением ансамбля вокалистов и скрипичного квартета Свиридовского центра, трио солистов Курской филармонии и хоровой капеллы «Курск», наглядно демонстрировавшим, что говорить о Свиридове без музыки просто невозможно.

9 декабря было ознаменовано еще одной встречей – с актрисой театра и кино Валентиной Титовой. «Вспоминая Мастера» – так назвала она свой творческий вечер. Зрители помнят и любят многие роли Валентины Антиповны, но, пожалуй, больше всего – ее утонченную Елену из «Дней Турбиных» и, конечно же, Марию Гавриловну из фильма «Метель» с гениальной музыкой Свиридова. Даже аристократический облик актрисы можно назвать музыкальным. И еще каким‑то лучистым, светлым, словно отзвук свиридовской мелодии…

Курский фестиваль традиционно делит свое «пространство» между мэтрами и молодежью. Его музыкальную сторону продолжила 9‑10 декабря XXII Детская хоровая Ассамблея имени Г. В. Свиридова «Береги свою планету, ведь другой похожей нет!» Хоровые коллективы приехали из Железногорска Курской области, Липецка, Красногорска, Балашихи, Кропоткина, Санкт-Петербурга, Брянска, Орла, Щёлково Московской области. То, что детский хоровой праздник проходит уже 22‑й раз, а количество его участников год от года только растет, – явление отрадное и жизнеутверждающее.

Столь же непоколебимую веру в будущее музыкального искусства оставляет и XIII Международная студенческая научно-практическая конференция «Свиридовские чтения», проведенная 14‑15 декабря. Участники собрались не только из России, но и из Украины, Луганска, Донецка (вот оно, настоящее примирение!), Республики Беларусь, Казахстана, Болгарии и даже Китая, где, оказывается, тоже знают и любят творчество Свиридова.

Заслуженному работнику культуры России, директору Курского музыкального колледжа имени Г. В. Свиридова Людмиле Ивановне Чунихиной каждый год задают один и тот же вопрос: не понижает ли статус международной конференции определение «студенческая»? И она не устает подчеркивать: «Наоборот! Уровень докладов многих студентов не уступает докладам их взрослых коллег, и мы как раз и даем молодым возможность проявить себя. Если бы конференция перестала быть студенческой, она потеряла бы свое лицо, стала бы просто еще одним рядовым событием в музыкальном мире».

Нескрываемый искренний восторг у зрителей вызвало выступление «под занавес» «Свиридовских чтений» детского фольклорного ансамбля «Тимоша» (художественный руководитель Надежда Барышникова) и Хора русской песни Елены Якушенко Курского музыкального колледжа. Профессор Московской консерватории Елена Павловна Савельева, которая приехала в Курск специально, чтобы посетить конференцию, не скрывая умиления, тут же пригласила детей выступить на следующий год в Москве.

А закрывал фестиваль 16 декабря, в день рождения Свиридова, «аксакал от искусства» – Московский государственный академический камерный хор под руководством Владимира Минина. Сам Минин обещал, что привезет в Курск изысканную программу, и слово свое сдержал. Произведения Рахманинова, Малера, Шнитке, Россини и Свиридова были исполнены на высочайшем профессиональном уровне.

И это было настоящее торжество союза Музыки и Слова!

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное