Созвездие фортепианной Плеяды События

Созвездие фортепианной Плеяды

В Санкт-Петербурге завершился фестиваль «Лики современного пианизма», ставший своеобразным творческим отчетом «фортепианного отделения» мирового музыкального искусства. Как и полагается «отчетному» мероприятию, в его программу вошли не только известные звезды, но и исполнители, наиболее ярко проявившие себя в уходящем году. И в первую очередь, конечно, речь идет о XVI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, отгремевшем этим летом.

Честь открытия фестиваля выпала новому «дебаргу» (читай: «любимцу») нашей публики японскому пианисту Мао Фудзите, обладателю II премии конкурса, которому на фестивале в свойственной ему «солнечной» манере с неизменной улыбкой на лице посчастливилось сыграть как сольную программу (Моцарт, Бетховен, Шопен), так и исполнить с маэстро Гергиевым и оркестром Мариинского театра Третий концерт Рахманинова. Всеобщий восторг и долгие овации зала свидетельствуют о рождении новой звезды на фортепианном небосводе.

Впрочем, не менее теплый прием получил и обладатель всех возможных наград прошедшего конкурса Александр Канторов, исполнивший вечером первого дня Второй концерт П. Чайковского. Но, пожалуй, наиболее сильное впечатление осталось от сольного клавирабенда лауреата III премии – американца Кеннета Броберга, выступавшего во второй день. Его игра гармонична во всех аспектах – техническом, интерпретационном, стилевом и эмоциональном.

И, наконец, последним из лауреатов выступил обладатель II премии, пианист Дмитрий Шишкин, искрометно исполнивший с оркестром под управлением Миши Дамева Второй концерт Сен-Санса.

Одна из уникальных традиций фестиваля – концерты классов известных педагогов. В этом году их было сразу три. Алексей Любимов представил своих выпускников разных лет, петербуржцы Зора Цукер и Владимир Суслов – учащихся Средней специальной музыкальной школы при Санкт-Петербургской консерватории, а ярославский педагог Алексей Баженов привез своих студентов и учащихся ДМШ при Ярославском музыкальном училище имени Л. В. Собинова.

Однако выступления юных исполнителей на фестивале не ограничиваются лишь классными концертами. В этом году фестиваль подарил слушателям возможность услышать целую плеяду талантливых детей и совсем юных артистов: Александру Довгань, Еву Геворгян, Александра Малофеева, Елизавету Украинскую, Тимофея Долю и Абисала Гергиева.

Валерий и Абисал Гергиевы

Были и малоизвестные в России имена – например, Николас Стави (Франция). Да и английский пианист Кристиан Блэкшоу, несмотря на свою популярность на родине, известен далеко не всем почитателям фортепианного искусства в России, хотя его игра поражает необычайной глубиной и в то же время простотой и ясностью своих трактовок.

Разумеется, не обошлось и без известных «тяжеловесов» мирового пианизма. 25 декабря на концерте в Мариинском-2 Денис Мацуев исполнил в первом отделении 23-ю и 32-ю сонаты Бетховена, а во втором – в ансамбле с Сергеем Крыловым (скрипка) и Александром Раммом (виолончель) – трио «Памяти великого художника» Чайковского. Несмотря на сложную программу и невероятно эмоциональное исполнение, уже через два часа Мацуев выступал в Концертном зале с Валерием Гергиевым, исполнив «Бурлеску» для фортепиано с оркестром Р. Штрауса и Второй фортепианный концерт Листа.

Частый гость фестиваля Николай Луганский дал сольный концерт с сочинениями Дебюсси, Шопена, Франка и Рахманинова, а днем позже вместе с Валерием Гергиевым и оркестром исполнил Второй фортепианный концерт Брамса.

Люка Дебарг подарил слушателям возможность услышать редко звучащую у нас Фантазию на темы из музыки Бетховена к драме «Афинские развалины» Листа, добавив в пару к ней Первый фортепианный концерт венгерского композитора.

Примечателен был концерт, посвященный творчеству Родиона Щедрина. Помимо известных сочинений – «Кармен-сюиты» и Первого фортепианного концерта (солист Абисал Гергиев), прозвучали «Месса поминовения» для хора a cappella, сочиненная в 2018 году, и Шестой концерт для фортепиано с оркестром (солистка Мира Евтич). Особый статус добавило событию присутствие в зале автора, являющегося для нескольких поколений музыкантов легендой и живым классиком. Зал взрывался долгими и восторженными аплодисментами при каждом его выходе на сцену. Абисал Гергиев продемонстрировал громадный творческий рост в сравнении с его выступлением на фестивале два года назад. О его музыкальности и даровитости известно давно, и теперь к его артистическому облику постепенно «подтягивается» и яркое виртуозное начало.

Кеннет Броберг

Среди известных нашему слушателю имен в фестивале были также представлены Константин Шамрай, Александр Синчук и Сергей Редькин.

30 декабря, в предпоследний день фестиваля, в Зале Прокофьева состоялся концерт, который представлял особый интерес для нашей редакции, поскольку выступал Дмитрий Калашников – восходящая звезда современного пианизма, профессиональный путь которого находится в фокусе нашего внимания.

Дмитрий Калашников окончил Московскую среднюю специальную школу имени Гнесиных (классы Ады Трауб и Татьяны Воробьевой) и Московскую консерваторию (класс Елены Кузнецовой), после чего поступил в аспирантуру Королевского колледжа музыки (класс Ванессы Латарш) в Лондоне, где обучается и поныне. Одним из его неофициальных педагогов является Михаил Плетнёв, регулярно консультирующий молодого пианиста. Калашников – лауреат многих международных конкурсов, однако не таких, которые дарят музыканту яркую карьеру на ближайшие несколько лет. И в то же время это как раз тот случай, когда конкурсы не являются показателем «успешности» артиста. Калашников идет иным путем: он сосредоточен на самообразовании, глубоком постижении не только конкретных сочинений, но и стиля, автора, его мировоззрения. Концерты Калашникова неизменно собирают полные залы людей, желающих соприкоснуться в первую очередь с творчеством композитора, которое им будет явлено без пресловутых исполнительских «штучек» на потребу публике. В 2020 году у пианиста запланированы выступления во многих странах: Великобритании, Канаде, Франции, Италии, Португалии и даже в Японии. Калашников не впервые участвует в «Ликах…», и с каждым его выступлением людей на концертах становится все больше. Вот и Прокофьевский зал в Петербурге 30 декабря был полон.

Впервые Дмитрий Калашников стал участником «Ликов…» в 2017 году, исполнив программу из сочинений Шопена и представ романтиком, тонко чувствующим сиюминутность разворачивания композиции, не пропускающего «интонационные подробности». В прошлом году Калашников исполнял Второй фортепианный концерт Гуммеля – виртуозно и широко по музыкальной мысли. А в этом году он показал себя интерпретатором классических сочинений.

«Во исполнение» монографической фестивальной традиции «лик композитора – лик пианиста» в программе вечера всего две сонаты Бетховена: № 3 до мажор, соч. 2 № 3, и Соната № 18 ми-бемоль мажор, соч. 31 № 3.

Дмитрий Калашников

Выступление Калашникова оставило целый «букет» впечатлений. В нем не было искусственности, «поиска себя», малейшего желания проявить свою яркую индивидуальность за счет композитора. Наоборот, пианист, казалось, очень хрестоматийно, предельно точно по тексту и как-то не по годам зрело исполнял музыку Бетховена. Казалось, что Калашников сознательно уходит с авансцены события, ярким прожектором освещая великого Бетховена, сам же не покидает кромешную темноту окружающего пространства. Бравурность, насыщенная отточенными деталями фактура, некоторая юношеская угловатость Третьей сонаты, материал которой в значительной мере заимствован автором из собственного квартета, сочиненного в 15-летнем возрасте, предполагают и некоторую восторженную идеалистичность, непосредственность и пылкость эмоциональных проявлений. Однако, не видя молодого пианиста за инструментом, а лишь слушая его игру, можно было бы с уверенностью сказать, что за роялем – мастер старшего поколения. Его трактовка была объективна и масштабна, он с легкостью и непосредственностью создавал каждую деталь, каждую интонацию. Подобно архитектору, Калашников планомерно и скрупулезно воплощал идеальность бетховенской формы, поражая безупречностью исполнения. Объективность и масштаб, «взгляд сверху», экономность в лирических проявлениях – таковы черты лика исполнителя, явленного им на фестивале. Особенно запомнилась в экспозиции первой части сонаты промежуточная минорная тема. В ней были простота и безыскусность – однако в них и заключалось подлинное искусство пианиста.

Подчас не самые удачные интонационные находки в первой части Сонаты № 18 и не совсем точный пунктирный ритм (пусть читатель простит мою педантичность!) во второй несколько «смазали» впечатление. Но какими превосходными получились третья и четвертая! Глубина тона инструмента, его мужественность нигде не переходили в грубость в суховатом и акустически непростом для исполнителя Зале Прокофьева. Везде – точнейшее попадание в динамические нюансы, благородство и смысловая наполненность деталей.

Романтический бис (наконец-то!) окончательно «влюбил» публику в исполнителя, получившего бурю оваций. В «Элегической песне» Чайковского из цикла пьес соч. 72, казалось, лиризм и романтическая сущность исполнителя с облегчением и удовольствием сменили строгость «оков классицизма» бетховенских сонат.

Осмысливая концерт спустя время, приходишь к выводу, что Калашников – пианист-интеллектуал. И данный тезис не следует понимать, как вежливое указание на сухость и безжизненность исполнителя. Его трактовка сонат Бетховена – это не то, что нужно на крупных конкурсах, где приветствуется артистичная демонстрация доселе незамеченных в тексте «артефактов»; однако это то, что нужно Бетховену, – глубокое, честное, проникновенное и очень содержательное исполнение. Музыка великого классика не позволяет волюнтаризма, это не то место, где можно «безнаказанно» красоваться умозрительными исполнительскими находками. Каждая соната есть идеальный в своей законченности и стройности «проект», результат подчас мучительного и долгого поиска. Исполнитель обязан довериться гению Бетховена и просто выполнить то, что он требует, так хорошо, как только может. Именно это и сделал Дмитрий Калашников.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»