Созвездие Орион События

Созвездие Орион

Подведены итоги Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие»

Федеральная территория «Сириус» – отдельный мир со своими талантливыми жителями, лицеем, учебными программами, конкурсами и концертами. В его структуру входит Высшая школа музыки (параллели с западными учебными заведениями соответствующего профиля напрашиваются) – специальный проект, направленный на воспитание профессиональных исполнителей, от пятилеток до молодежи студенческого возраста.

Для глобальных проектов возводятся соответствующие сооружения. Этим озадачился главный архитектор «Сириуса» Андрей Литвинов, предложив свежий и стильный взгляд на дизайн отдельного школьного трехэтажного здания. Он поделился некоторыми подробностями своей идеи: «Я был вдохновлен Черноморским побережьем и воплотил свои ощущения в белоснежную колоннаду, добавив легкости. Морская тематика будет распространяться и на внутренний дизайн. Решение цветовой гаммы соотносится с морской волной – это насыщенный темно-синий цвет. В главном репетиционном зале в гипсовых панелях он доходит до светло-бирюзового. Главный концертный зал с естественной акустикой Nagata Acoustics – ядро школы. Объемно-планировочные решения, плотность отделочных материалов позволяют создать такую естественную акустику. Также будут устроены и репетиционные классы, в них детям предстоит заниматься, наслаждаясь морским пейзажем. Вокруг зала расположены учебные классы, общественное пространство и библиотека».

По плану школа должна начать свою работу уже в 2025 году, к настоящему моменту возведен основной каркас здания и началось строительство внутренних перегородок. В ожидании собственного пристанища Высшая школа музыки функционирует на базе Образовательного центра «Сириус» и за время своей работы (с 2022 года) уже приняла более трех десятков учеников. Для юных музыкантов разработана программа, включающая в себя многочасовые индивидуальные занятия по специальности и изучение теоретических дисциплин.

Конечно же, самый главный вопрос касается состава преподавателей, которым предстоит трудиться в новом здании. Директор Высшей школы Юлия Маметьева поделилась своим видением светлого будущего: «С нами останутся педагоги, которые сейчас работают на образовательных программах, но со временем, я надеюсь, появятся и столичные профессора. Школа ждет учеников со всех регионов страны, но все же поступление ведется исключительно на конкурсной основе».

Для тех случаев, когда любящие родители не готовы еще отпускать своих одаренных чад на долгое время, предусмотрен альтернативный вариант. «Сириус» проводит специальные двухнедельные образовательные интенсивы. Маленькие музыканты приезжают на Черноморское побережье и проходят обучение у лучших педагогов ЦМШ, профессоров Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Для всех участников образовательных программ «Сириуса» открывается возможность получить «путевку в жизнь», приняв участие во Всероссийском конкурсе «Созвездие».

Конкурс проходит уже в пятый раз. В трех номинациях конкурса со спортивным интересом, нешуточным азартом и горячим сердцем выступили юные таланты. Не все порой получалось хорошо, но воспитанники «Сириуса» старались показать себя и вопреки, и благодаря очень сильному волнению. В том и прелесть детских выступлений – в наивной серьезности, в непоколебимом упорстве и в недюжинной смелости. В номинации «Оркестровые струнные инструменты» дипломантами стали Вероника Дерышева и Татьяна Борисова; на третьем месте – Яна Петрова, вторым оказался Сергей Мкртичян. Победителем же стал виолончелист Адриан Маркевич, который собрал целую россыпь призов: пианист Денис Мацуев пригласил музыканта на фестиваль «Звезды на Байкале», Дом скрипки Scroll Fine Instruments подарил смычок прославленной мастерской Arcos, а ЦМШ дала возможность выступить с сольным концертом в собственном концертном зале, осуществить профессиональную видео- и аудиозапись этого концерта и издать диск.

Среди исполнителей на духовых и ударных инструментах дипломантом стал Александр Степаненко, третьей к финишу пришла Ольга Гришина, а второе место поделили между собой Лукерья Мишнева и Ольга Комкова. На первом месте оказался кларнетист Игорь Смалий. Специальными призами для победителя стало участие в концерте Молодежного музыкального фестиваля в «Сириусе» в сопровождении Уральского молодежного оркестра в июне 2023 года, а Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга пригласила юное дарование принять участие в концертах в своем Камерном зале.

Лев Грушецкий и Иван Чепкин были отмечены дипломами в номинации «Фортепиано». Лауреатом третьей степени стал Александр Князев. Достойно выдержав конкуренцию в мужской компании, второе место заняла Полина Черкасова. А настоящим героем-победителем стал Дмитрий Феденко. Он мужественно прошел все этапы, выступая с гипсом на правой ноге!

Настоящая битва за Гран-при развернулась в последний день конкурса. Обладатели первой премии выступили вместе с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Филиппа Селиванова. Адриан Маркевич выбрал третью и четвертую части Концерта для виолончели с оркестром ми минор Эдуарда Элгара. Исполнение миниатюрного мальчишки со скромной улыбкой было пылким и вместе с тем вдумчивым; виолончелист прослушивал каждую деталь фактуры, находился в слаженном дуэте с оркестром.

Интродукцию Джоаккино Россини сыграл Игорь Смалий. Этот кучерявый парень показал себя прирожденным солистом! Его легкий и невесомый звук буквально парил поверх всего оркестра, порой даже казалось, что музыкант не обращал внимания на своих коллег по сцене.

Юбилей С. В. Рахманинова на конкурсе «Созвездие» Дмитрий Феденко отметил исполнением первой части Второго фортепианного концерта композитора. Это было не соревнование между двумя действующими героями, а настоящая дружеская беседа. Создавалось ощущение, что Дмитрий уже минимум лет пять играет с коллективом МГАСО и знает все особенности его манеры. Интерпретация была задумана с неким ораторским пафосом, однако гипс на ноге дал о себе знать.

По завершении музыкального раунда жюри удалилось для вынесения вердикта. А оркестр под шефством Филиппа Селиванова развлекал взбудораженную и взволнованную публику, исполняя шедевры отечественной классики: Трепак из балета «Щелкунчик» и Полонез из оперы «Евгений Онегин». Наконец, на сцену вышел весь состав жюри: Сергей Ролдугин – художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки, председатель Правления и учредитель Фонда «Талант и успех»; Валерий Пясецкий – художественный руководитель конкурса, заслуженный артист РФ, ректор Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства; Павел Милюков – солист Санкт-Петербургского Дома музыки и Московской государственной академической филармонии, преподаватель Московской консерватории; Александр Сандлер – заслуженный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской консерватории; Алексей Уткин – заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории, художественный руководитель и дирижер Государственного академического камерного оркестра России; Александр Голышев – заслуженный артист РСФСР, профессор Московской консерватории.

Секундная пауза и… впервые за всю историю конкурса обладателями Гран-при были объявлены все три участника! Для зрителей это стало большой неожиданностью. Сергей Ролдугин так прокомментировал решение, принятое совместно с коллегами: «Мы все когда-то были детьми, и, вспомнив о своем детстве, Валерий Владимирович предложил наградить всех троих! Если ты уж здесь оказался, то ты должен быть лидером. Я думаю, что сегодняшний конкурс именно это и доказал, показав профессиональным маленьким музыкантам, что играть нужно вот так! Есть организации, которые уже пригласили ребят. Когда лауреаты нынешнего конкурса достигнут шестнадцати лет, милости просим в Санкт-Петербург – наш Дом музыки открыт для всех, и не только для воспитанников “Сириуса”».

После объявления результатов счастливые обладатели Гран-при поделились своими планами на будущее. «Я очень хочу играть с оркестром в будущем. Для меня это что-то невероятное. Когда ты играешь соло, то понимаешь, что все зависит только от тебя. Ты играешь только то, что сам чувствуешь. А с оркестром знаешь, что есть ты и еще сорок человек. Вы должны вместе взаимодействовать, жить, чтобы получилась хорошая музыка», – рассказал Дмитрий Феденко. Пианист настаивал, что перелом ноги нисколько не мешал ему при исполнении; тем не менее конкурсную программу пришлось поменять, а новые произведения Дмитрий начал разучивать за синтезатором еще в больнице!

Адриан Маркевич остановился на впечатлениях от игры в финале: «Играть с оркестром – всегда новые ощущения. Это новый уровень, особая, дополнительная ответственность. И самое главное – слушать музыку и общаться с дирижером. Для конкурса я выбрал очень разнообразную программу, а произведение, которое исполнял в финале, вообще играю всего два месяца».

Кларнетист Игорь Смалий прокомментировал свое выступление емко и серьезно: «Мои планы на будущее – заниматься, заниматься и заниматься…»

Так завершился Пятый Всероссийский конкурс «Созвездие». Публика, находившаяся в тот день в зале, наблюдала редчайшее явление – три звездочки образовали прекрасное созвездие. Имя ему – Орион.

Победа над тишиной События

Победа над тишиной

Нью-йоркская школа vs русский футуризм

Не ручей, а ремикс События

Не ручей, а ремикс

В «ГЭС-2» музыка Баха вступила в диалог с электроникой

Однажды вечером на Крите События

Однажды вечером на Крите

В Казани состоялась российская премьера балета Микиса Теодоракиса «Грек Зорба»

Сто форпостов легендарной «Мелодии» События

Сто форпостов легендарной «Мелодии»

К своему юбилею российская звукозаписывающая компания выпустила подарочный фолиант