Спасительный круг События

Спасительный круг

В Малом зале консерватории состоялся концерт к 95-летию со дня рождения Эдисона Денисова

Начнем с того, что юбилейный концерт в день рождения одного из важнейших композиторов XX века прошел при неполном партере (куда вежливые билетеры зазывали людей с балкона). Виноват ли в этом Альфред Шнитке, чье девяностолетие отмечается в этом году на государственном уровне? Вряд ли. В разные периоды история сама назначает «главных» – писателей, художников, композиторов, etc. Это естественный процесс. Плохо другое: затмеваются остальные – равнозначные, а порой и превосходящие. Денисов был, безусловно, лидером своего композиторского поколения, человеком очень деятельным: вспомним концертные циклы в Союзе композиторов, которыми Эдисон Васильевич руководил в 1970–1990-х годах («Музыка XX века» и «Новые произведения композиторов Москвы»), АСМ-2 (благодаря которой в Москву приезжали, в частности, Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Янис Ксенакис, Дьёрдь Куртаг) и многое другое. Но «главным» не стал. Впрочем, и забытым его не назовешь. Скажем, Томская филармония совместно с Томским государственным университетом (Денисов родился в 1929 году в Томске) проводит в 2024-м Всероссийский фестиваль современной музыки DENISOV, который продлится до 12 декабря и включает в себя двенадцать событий. В Москве же – концерт. Хочется надеяться, не единственный. Пускай и единственный в своем роде.

Он открылся не заявленной в программе пьесой Юрия Каспарова – ученика Эдисона Денисова – Lontano для органа и фонограммы (исполнительница – Людмила Голуб). Фонограмма здесь – жизнь: мы слышим смех, плач, батальные сцены, льющуюся воду, рождение ребенка и так далее. А орган – голос Бога, риторика которого не меняется, что бы ни происходило вокруг. Так описывает пьесу сам Юрий Сергеевич. Можно также сказать (уже от себя), что в этой композиции заложена идея спасительности искусства в ситуации перманентного хаоса, и орган со всей своей основательностью и спокойствием играет роль константы.

Следом за Lontano шла Сюита Баха ре минор для альта соло. Александр Тростянский сыграл ее предельно эмоционально, порывисто, с авторской настойчивостью, но главное – полнозвучно, без модного сегодня убирания звука, нарочитого его высушивания и динамической статики.

Сменившая Баха Соната для скрипки и органа Эдисона Денисова (1982) была написана по просьбе скрипача Михаила Фихтенгольца и ему посвящена. Любопытно, что в этом сочинении Денисов находится в диалоге не только с Бахом, но и со своим антиподом Альфредом Шнитке («тройка» Денисов – Губайдулина – Шнитке, на мой взгляд, не более чем миф), и диалог этот продолжится в шуточном сочинении 1985 года Happy End – пародии на Concerto grosso. Если же говорить о связке Денисов – Бах, то я бы назвал это «натяжением дружбы». Рекомендую обратиться к денисовским «Записным книжкам» (блистательное экспрессионистское письмо!): лишнее доказательство тому, что личные симпатии/антипатии не эквивалентны профессиональному интересу. Вот что сказано в «книжках» (не предназначенных для третьих глаз, а значит, автор вправе быть и беспощадным) об Иоганне Себастьяне: «Музыка Баха слишком “прочная” для меня. В ней совсем нет той хрупкости и нежности (тайны), которую я люблю в музыке. Весь Бах очень прозаичен и прост. Второго плана у него почти нет (даже в “Страстях”)».

Но вернемся к концерту. Сонату Баха до минор для скрипки и клавесина в исполнении Александра Тростянского и Людмилы Голуб отличала как раз хрупкость и нежность (тайна), об отсутствии которой у великого предшественника писал Денисов. Шестиголосный ричеркар из «Музыкального приношения» был исполнен Людмилой Голуб одновременно и артикулированно (ни одна нота не пропала), и воздушно (чего зачастую не хватает органистам). В последнем сочинении программы – In Deo speravit cor meum («На Бога надеется сердце мое») для скрипки, гитары и органа (1984), написанном к 300-летию Баха по заказу баховского фестиваля в Касселе, – к замечательному дуэту присоединился Сергей Гуделёв. В композиции два тематических источника – мотив из «Музыкального приношения» и монограмма BACH. Пьеса создавалась для исполнения в кассельском соборе (где неоднократно музицировал и сам Бах). «Я знал заранее, что In Deo speravit cor meum будет исполняться сразу после “Музыкального приношения”, и заранее знал, как будут расставлены исполнители: мне было сказано, что гитариста посадят в алтаре, скрипач будет стоять на хорах, а органист, естественно, будет играть на самом верху. Таким образом, было ясно, что должна получиться стереофония», – рассказывал Эдисон Денисов музыковеду Дмитрию Шульгину. На вечере в Малом зале консерватории гитарист и органистка остались на сцене, а скрипач расположился на балконе (игра его была настолько совершенной, что побуждала время от времени оглядываться).

Отдельно хочется упомянуть публику, пришедшую на концерт: интеллигентные тихие люди, следовавшие слушательскому этикету – не хлопавшие между частями и (честь им и хвала) отключившие мобильные телефоны. Исполнителей они хорошо знали: после каждого опуса были цветы. Действительно, один из лучших концертов последнего времени, дающий возможность дышать.

Боль моя, ты покинь меня События

Боль моя, ты покинь меня

Завершился XII Международный открытый фестиваль «Дню Победы посвящается…»

Страсти и тезисы События

Страсти и тезисы

Мировая премьера, Чайковский и барокко в галерее Île Thélème

Страх и ненависть в паноптикуме События

Страх и ненависть в паноптикуме

Питер Селларс обратился к редкому сочинению Беллини

Кто убил Готфрида? События

Кто убил Готфрида?

В Венской опере «Лоэнгрин» Вагнера превратили в психологический триллер