Спектакль для примадонны События

Спектакль для примадонны

В МАМТ шедевр Беллини поставили специально для Хиблы Герзмава

В далеком 2016 году Адольф Шапиро ставил в Большом театре «Манон Леско» Пуччини для звездной пары – Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. Спектакль оказался запоминающимся благодаря спорному визуалу: огромная кукла в черном платье с жемчужными бусами, причудливые костюмы у героев, эпистолярные видеопроекции. 2023 год ознаменовался для режиссера новым статусным заказом – Хибла Герзмава захотела спеть в родном театре культовую сопрановую партию Нормы.

«Норма» Шапиро вновь концептуально основана на примечательной и неоднозначной сценографии: гигантские летающие олени, огромный белый шар посреди сцены в первом действии, финальный огненный «лифт». На этот раз выбран главенствующий цвет – серый, сразу же «встраивающийся» в стилистический ряд таких спектаклей театра, как «Медея» и «Пиковая дама». Насколько это решение соотносится с музыкой? Вызывает недоумение, хотя в искусстве все имеет право на существование. Безусловно, проблема находится не в плоскости элементарного желания видеть вместо серого цвета яркие краски, дело в стилистическом чутье и эстетике воплощения.

В недрах режиссерских исканий, кажется, надежно спрятана хорошая идея, основанная на методе минимализма.

Чтобы спектакль можно было всерьез рассматривать с точки зрения психологического театра, хорошо бы убрать излишнюю нагруженность бутафорией и не всегда уместную хореографию в массовых сценах (например, странные сценические задачи мешают артистам хора прилично петь «Guerra, guerra!», в остальном они вполне справляются со своей миссией в опере).

Спектакль оставляет много вопросов, но разного характера. Почему Оровез (Феликс Кудрявцев) катается в инвалидной коляске? Здесь если публика склонна к интерпретации, ответ без проблем найдет самостоятельно. Почему спектакль распадается на несколько слабо связанных между собой частей? Например, «Священная роща друидов» (вторая картина второго акта) выглядит фрагментом другого спектакля. В этом случае могут помочь только вербальные разъяснения, как правило, для театра неуместные.

Все перечисленное в контексте события считывается как несколько второстепенное благодаря участию в проекте Хиблы Герзмава, ради которой все и затевалось. Ее путь к Норме, очевидно, был непростым. Природа распорядилась наделить певицу легким сопрано: с одной стороны, голосу столь высокого уровня и с выдающимися возможностями в этом амплуа цены нет, с другой, он не предполагает желаемого для многих свободного перехода в драматический репертуар, даже если со временем голос чуть меняется в «темную» сторону. Разница между естественностью и результатом труда всегда слышна, но наша примадонна одна из немногих, кто эту разницу минимизирует.

Хибла Герзмава: Я учусь у всего мира, у Вселенной

Не так давно Хибла Герзмава спела Тоску – нашла удачные технические решения для необходимого звучания голоса. Добилась, к примеру, убедительного верхнего регистра. Но главный успех был в том, что Тоска оказалась созвучна ее собственному темпераменту, благодаря чему и сложилась эксклюзивная, однозначно индивидуальная интерпретация партии.

История с Тоской теперь навсегда останется коварным материалом для сравнения. Две другие этапные работы певицы, Леонора и Норма, воспринимаются иначе. Найти для них «свое», судя по всему, дело времени.

Партнером для Хиблы Герзмава в премьерной серии стал тенор Владимир Дмитрук. Его огромный и разнообразный репертуар, даже выходящий за рамки академического, здесь на результат не сработал: партия Поллиона требует более тонкой нюансировки и не предполагает существование в динамической палитре «от форте до фортиссимо».

Открытие спектакля – молодая певица из стажерской группы театра, сопрано Полина Шароварова. У нее красивый и пока ничем не испорченный голос, выровненный по диапазону, она научена достаточному контролю техники. Главное, партия Адальджизы в ее исполнении – образец актерского наполнения образа: выразительность голоса идеально сочеталась с самоощущением певицы на сцене.

Роль оркестра и дирижерская интерпретация изначально могла бы стать ключевой интригой спектакля, нисколько не уступающей дебюту Хиблы Герзмава в главной партии. Согласно планам театра, постановку должен был осуществить Владимир Спиваков, очень давно не прикасавшийся к оперному жанру. Но вновь не сложилось. Его заменил Кристиан Кнапп, которому удавалось добиться успеха лишь в плане аккомпанемента, хотя знаменитую Casta Diva в принципе сложно испортить оркестром. В «Норме», может быть, не так явно, но предполагается самостоятельная роль оркестра или хотя бы внятное роскошное звучание. Одним словом, спектаклю есть куда расти: примадонна достойна лучшего.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории