Спеть хором на вечной мерзлоте События

Спеть хором на вечной мерзлоте

С 26 октября по 4 ноября в Академической капелле Петербурга прошли традиционные «Невские хоровые ассамблеи»

Это один из самых известных у нас певческих фестивалей, основанные еще в 1981 году по инициативе художественного руководителя Капеллы Владислава Чернушенко. Он задуман не просто как серия ярких концертов, но и как площадка для общения хормейстеров со всех концов огромной страны.

В прошлом, 2018 году, фестиваль был посвящен трагической дате 100-летию гибели царской семьи, в этот раз главной темой ассамблей стало 540-летие Академической капеллы, ведущей свое летоисчисление с 1479 года, когда Хор государевых дьяков вместе с малолетними певчими принял участие в торжествах по случаю освещения Успенского собора Московского кремля. По традиции, открытие и закрытие «Невских хоровых ассамблей» прошло с участием хора и оркестра Капеллы под управлением Владислава Чернушенко, ну а в насыщенной и пестрой программе приняли участие самые разные российские коллективы от солнечной Кубани до морозной Якутии.

Симфонический хор Филармонии Якутии в этом году стал единственным представителем Дальнего Востока. Основанный в 2017 году хор существует всего третий сезон и впервые приехал в Северную столицу. Главный хормейстер, выпускница Дальневосточного института искусств Людмила Шумилова для важного дебюта приготовила разноплановую программу, драматургически выстроенную от духовных церковных песнопений к шуточным обработкам народных песен. Появление в самой огромной и холодной республике России собственного академического хора (пусть пока существующего в камерном формате) – явление, безусловно, отрадное. В силу разных причин, (этнической, климатической, географической) серьезное классическое искусство на российских восточных рубежах обычно прививалось с трудом. Если говорить о музыке, то этот регион больше известен своими яркими этнографическими ансамблями. Однако, как показал прошедший концерт, музыка Чайковского, Танеева и Свиридова для якутян может стать вполне «своей», равно как и русские, украинские и даже грузинские народные песни, соседствующие с хоровыми обработками якутского фольклора (из национального в обработке В. Птицина прозвучала песня «Сайын» («Лето»)).

Большинство представленных сочинений оказались так или иначе связанные с Петербургом: два фрагмента из литургии П.И. Чайковского, регентовавшего во время учебы в Училище правоведения, хоровой концерт Д.С. Бортнянского, одного из самых знаменитых руководителей Петербургской капеллы, «Странное Рождество видевше…» из «Песнопений и молитв» Г.В. Свиридова, получивших путевку в жизнь благодаря усилиям Владислава Чернушенко и хора капеллы, блоковская «Незнакомка», положенная на музыку Юрием Фаликом и ставшая самым настоящим хитом в среде хоровиков, наконец, неофициальный гимн Петербурга «Вечерняя песня» («Город над вольной Невой») В.П. Соловьева-Седого. Публика в зале, сперва настороженно отнесшаяся к появлению на сцене капеллы немного экзотических новичков, к концу выступления уже восторженно аплодировала веселой «Барыне», превращенный в своеобразный «мини-спектакль», в котором переодевшаяся солистка хора пыталась «отобрать» бразды правления у дирижера.

Несмотря на численное превосходство женских голосов (25 девушек против 15 юношей) звучание было полностью сбалансировано, а чистоте интонирования и красоте отобранных в хор тембров могли бы позавидовать и именитые столичные коллективы. Основной костяк якутского филармонического хора составляют молодые ребята, учащиеся и выпускники республиканской Высшей школы музыки и Якутского музыкального колледжа. Участие в хоре для них еще и важная часть практического образовательного процесса, в котором юноши и девушки непосредственно включаются в пространство высокой культуры, способной стать мощной объединяющей силой в нашей стране. О повышенном внимании к классической музыке в азиатских странах (Японии, Корее, Китае) сейчас говорится довольно много, остается надеяться, что отголосок этой волны начинает потихоньку проникать в восточную часть России, и сочинения классиков зазвучат вживую в краях высоких гор, тайги и вечной мерзлоты.

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное