Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи

В книжном магазине «Dостоевский» 23 ноября состоялась презентация книги «Русская опера на службе у государства», посвященной знаковым постановкам «большого стиля» 1930–1950-х годов. Издание стало возможным благодаря гранту президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Автор книги – историк музыкального театра, кандидат искусствоведения, ответственный секретарь национальной оперной премии «Онегин» Дмитрий Изотов. На презентации он рассказал, как советские режиссеры адаптировали классические русские оперы к нуждам советской идеологии и почему спектакли этого периода – интересное и самобытное явление.

Принято считать, что монументальные постановки сталинской эпохи были «общим местом»: режиссеры обладали минимумом свободы и руководствовались исключительно методом социалистического реализма. Однако это сильное упрощение, и одна из целей книги – показать, как музыкальный театр даже в жестких рамках цензуры продолжал оставаться пространством для переосмысления опер и новых интерпретаций, не искажавших вместе с тем изначальный смысл произведения. Как отметил Дмитрий Изотов, современный зритель устал от режиссерского эпатажа, от экспериментов, когда классике навязывают несвойственные ей идеи. И хотя спектакли сталинской эпохи тоже в какой-то степени придавали операм соответствующие советской идеологии смыслы, интерпретации оставались в рамках традиционного представления о русской культуре. Созданные в то время постановки не только отражали новые исторические реалии, но и формировали определенный канон, так называемый большой стиль, не теряющий своей актуальности и сегодня.

Книга небольшая по объему, в ней простым и доступным языком рассказывается об интересных и малоизученных аспектах советских оперных постановок. Это само по себе заслуживает внимания, ведь рассматривать именно режиссуру спектаклей сталинской эпохи обычно не принято. Для погружения в исторический контекст автор неоднократно обращается к воспоминаниям деятелей искусства той эпохи, а вошедшие в книгу фотографии позволяют увидеть, как выглядели те самые постановки – с роскошными костюмами и монументальными декорациями.

В первой главе подробно описываются исторический контекст, развитие советского музыкального театра и предпосылки зарождения «большого стиля». Дальнейшее повествование разделено на четыре раздела, каждый из которых раскрывает особенности постановок опер «Садко», «Борис Годунов», «Иван Сусанин» и «Мазепа». По мнению автора, именно эти произведения воплощают ключевые для русской культуры архетипы сказочного персонажа, национального героя, царя и предателя. Кроме того, эти четыре оперы были поставлены в Большом театре и Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинском) практически в одно и то же время, что позволяет понять разницу театральных школ Москвы и Ленинграда.

В конце презентации автору был задан вопрос, насколько оправдывает себя тенденция современных режиссеров переносить действие опер в наше время. Автор ответил, что эту идею нельзя назвать новой – подобные эксперименты уже проводились в СССР в 1920-е годы. Можно предположить, что спектакли 1930–1950-х годов, лишенные режиссерского эпатажа и поставленные со всем вниманием к историческим деталям, появились как реакция на искажение изначальных смыслов, заложенных в русских операх. Стоит ли ожидать подобной реакции сегодня? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но, кажется, книга Дмитрия Изотова помогает осознать необходимость изучения прошлого для понимания настоящего и актуализирует вечные проблемы отношения власти и искусства, классики и современности. Герой книги – не только исторический стиль постановок, но и сама история и оперное искусство во всем его многообразии.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Шанс полюбить эльфийский рок Книги

Шанс полюбить эльфийский рок

На полках российских книжных магазинов появилась книга о группе Pixies