Стефано Боллани и Чано Домингес без кастаньет, гитар и танцовщиц просто сядут за рояли и сыграют свое видение босанов, танго и фламенко.
О том, будет ли это джазом, и каково играть фламенко на рояле, музыкантов расспросил Вадим Пономарев.
ВП В России довольно настороженно относятся к джазовым переработкам классической музыки, даже Морриконе, не говоря о Россини или Пуччини. В американской же джазовой традиции это просто использование популярных мелодий, не более. Что для вас классика?
СБ Я использую любую музыку, которая мне нравится, чтобы найти свой способ исполнять ее. Как я это вижу? Обычно мы ставим памятники великим композиторам прошлого. Но памятники, как известно, никуда не денутся. Они просто стоят на месте, и единственное, что с ними случается, – на них испражняются голуби. Но я думаю, что великая музыка прошлого должна жить! Можно исполнять ее раз за разом так, как она написана. А можно использовать как источник вдохновения и поиска нового пути в музыке. Мне нравятся оба варианта.
ВП Чано, вы играете на фортепиано Пако де Лусию и Мануэля де Фалью, у вас есть Flamenco Quartet. Что для вас фламенко на рояле?
ЧД Без сомнения, рояль дает другой тип и объем звучания. Я думаю, что фортепиано содержательно обогащает гармоничный мир фламенко и переносит его в несколько другое измерение.
ВП Стефано, чем вызван ваш интерес именно к бразильской музыке? Вы бесстрашно играли на рояле в фавелах и стали вторым в этом качестве после великого Антонио Карлоса Жобима. Что привлекает вас в этой музыке?
СБ В Бразилии множество разных музыкальных стилей. В детстве я влюбился в босанову, потому что она напоминает мне о джазовой музыке 50-х, от которой я без ума. Затем наступил момент самбы и шоро, а после – народной музыки. Я люблю звучание португальского языка и ценю ту роль, которую музыка играет в повседневной жизни Бразилии.
ВП Чано, вы играли с Чучо Вальдесом, Херби Хэнкоком, Уинтоном Марсалисом – это совсем разные музыканты, разные вселенные. Что помогало находить подход к каждому из них?
ЧД Игра с этими великими музыкантами была невероятно обогащающей. Они очень разные, это правда. Но есть между ними и общее: основой их творчества является импровизация. Они создают и чувствуют музыку прямо на сцене в ее первозданной, можно сказать, жизненной манере.
ВП Стефано, вы записали с Чиком Кориа совместный альбом Orvieto, много концертов сыграли с ним, затем посвятили ему пьесу «Chano To Chick». Расскажите о том, каково работать двум пианистам в дуэте, если один из них – Чик Кориа. Его фразировки и ритм часто непредсказуемы. Кто вел в дуэте? Может быть, Чик хотел следовать за вами? Чему вы научились у него?
Чик Кориа: Два пианиста, импровизирующих совместно, – это большой вызов. И мои выступления со Стефано – вдохновляющие и очень веселые. Перед ними не было никаких репетиций – только выбор песен для сет-листа. Наши спонтанные импровизации напоминают мне теплое лето
СБ Импровизация двух музыкантов может рассматриваться как идеальная форма творческого взаимодействия. Иногда веду я, иногда Чик. Это зависит от того, насколько хороша идея, которую вы предлагаете. Второй последует или предложит что-то свое.
В любом случае, мы говорим и слушаем друг друга одновременно. Это именно то, чего каждый пытается достичь в своей жизни в общении с другими людьми.
И, кстати, не забывайте, что Чик – настоящий мастер, как и Чано. Вот почему с ними так легко делать музыку! Эти встречи всегда замечательны из-за того, что я узнаю о новых возможностях фортепиано и о себе, о том, как я реагирую на вещи, о которых не знал. И прочее, и прочее.
ВП Вы уже несколько лет играете вместе. Почему до сих пор не сделали совместный альбом?
ЧД Я бы очень этого хотел, и думаю, что мы на пути к такому шагу. Но, знаете, лучше всего получаются вещи, которые происходят естественным путем, поэтому я предпочитаю не форсировать события.
СБ Я поклонник Чано, мы давно были знакомы. Но впервые решили играть вместе всего пару лет назад. Дайте нам немного времени. И мы дадим вам знать, когда альбом созреет.
ВП Что ждать на концерте в Москве 30 мая? Что вы готовитесь сыграть?
ЧД Для наших российских фанатов, которых, как я надеюсь, много, мы будем играть любимые джазовые мелодии, конечно. Но в программу мы обязательно включим и наши оригинальные композиции. Мы будем играть панамериканские стандарты, которые публика обязательно прочувствует всем сердцем. Но, возможно, мы сыграем и некоторые популярные русские песни. Кто знает, все возможно…