Сто чертей и одна девушка События

Сто чертей и одна девушка

Сюрпризы Учебного театра: каскадом раритетных постановок завершился учебный год в ГИТИСе

Мне уже доводилось писать в нашем журнале о том, как в мастерских музыкального факультета ГИТИСа работали над редкими, малоизвестными или вовсе неизвестными операми и затем успешно реализовывали их на сцене своего Учебного театра в назидание старшим коллегам – профессиональным музыкальным театрам. В частности, речь шла о таких произведениях, как оперы Бриттена «Поворот винта» (курс А. А. Бармака), или «Ложь Мартина» – дипломная постановка выпускницы курса Д. А. Бертмана Анны Саловой. Также мастерами факультета неоднократно ставились редкие оперы Генделя, Пуччини (например, его «Сестра Анжелика») и другие произведения, незаслуженно обойденные вниманием оперных театров. Нынешняя экзаменационная сессия вообще подарила поклонникам Учебного театра, переполнившим его скромный зал, абсолютный раритет – оперу Э. Вольфа-Феррари «Перекресток» в исполнении студентов мастерской профессора Александра Бармака.

Итало-немецкий композитор Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948), очень популярный в Европе в первой половине ХХ века, у нас ставился крайне редко. Из сколько-нибудь известных нам постановок можно отметить любопытный спектакль «Четыре самодура» Бориса Покровского в его Камерном музыкальном театре, который с успехом шел несколько сезонов. Либретто своих творений композитор предпочитал делать на основе комедий знаменитого драматурга XVIII века венецианца Карло Гольдони. Его оперы отличаются яркими запоминающимися мелодиями, легкостью и занимательностью сюжетов, остроумием и изяществом.

Все эти достоинства сполна проявлены и в опере «ll campiello» («Перекресток»). Опера эта никогда не шла в России, не была переведена, и то, как был добыт музыкальный материал, – самостоятельная и почти детективная история. Главное, что он был найден, разучен с помощью педагога по итальянскому языку (точнее, по его венецианскому диалекту) и впервые поставлен на российской сцене.

Согласно краткому содержанию, герой оперы, как и комедии Гольдони, – перекресток: «…шумный, полный жизни – ссор, примирений, ревности, радости, огорчений и любви. Он переплетает судьбы его обитателей и приглашает зрителя вместе с героями справиться со всеми жизненными неурядицами и добраться до счастливого конца».

Режиссер-постановщик «Перекрестка» Александр Бармак полностью реализовывает заявленную авторами веселую «венецианскую» кутерьму в ярких и изобретательных мизансценах, а главное – в ярких характерах действующих лиц. Педагог добился сохранения органичности поведения исполнителей и в вокально сложных ариях, дуэтах и ансамблях, и в пластически трудных эпизодах парных и коллективных драк и падений. Так же органичен и переход от речитативов к бурной пляске, в которую студенты включаются азартно и с нескрываемым удовольствием.

Лаконизм декоративного оформления, состоящего из минимума деталей бытового характера (как то: табуретка, бочка, колесо) хорошо компенсируют яркие костюмы персонажей, особенно женщин. Сложнее было с гримом. В «возрастных» ролях – пап, мам и дядей – исполнители были одинаково юны, и отличать детей от родителей, практически одинаково загримированных, зрителям было нелегко…

Но главное, студентам с помощью их педагогов, (кроме профессора А. Бармака, это Э. Тибилова и О. Лесникова) удалось создать яркую галерею образов, очень «итальянских», можно сказать, «гольдониевских», – громких, живых, темпераментных, эмоциональных и при этом простодушных и наивных.

Уровень исполнения студентами вокальных партий, конечно, разный. Еще заметны трудности пения в высоком регистре, не у всех отчетлива дикция. Но это всего лишь второй курс института, впереди еще есть время совершенствоваться в своей будущей профессии. А свою музыкальность они доказали исполнением без помощи дирижера массовых ансамблей в темпе presto. Это, конечно, заслуга музыкального руководителя курса Льва Морозовского. Назову и концертмейстера Сейдамета Сейдаметова.

Постановкой оперы Вольфа-Феррари «Перекресток» репертуарные сюрпризы факультета музыкального театра не ограничились. Еще один безусловный раритет – оперу К. В. Глюка «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки» – поставил в своей мастерской на третьем курсе Александр Титель.

Оперы Глюка (а их несколько десятков!) вообще очень редки на отечественных сценах, тем более комические, каких у великого оперного реформатора совсем немного. «Непредвиденная встреча» на либретто французского драматурга Луи Данкура была поставлена в Вене в 1764 году и в России никогда не шла. Исследователи творчества Глюка считают, что своей «ориенталией» она как бы предвосхитила «Похищение из сераля» Моцарта. Конечно, профессор А. Титель и его студенты прочли старинную партитуру современными глазами, динамично и остроумно.

Список сюрпризов закончившегося учебного года можно завершить если и не раритетом, то, бесспорно, редким гостем на музыкальных сценах страны. А жаль, потому что это оперетта Тихона Хренникова «Сто чертей и одна девушка» – лучшее произведение композитора в этом жанре. Очень популярная полвека назад, любимая и зрителями, и артистами, оперетта эта давно вышла из репертуара театров, несмотря на замечательную музыку и лихо закрученный сюжет (автор либретто Е. Шатуновский).

«Сто чертей и одна девушка» возродилась на сцене Учебного театра ГИТИСа, хотя и под новым названием – «Однажды в Лукошкино», в работе выпускного курса студентов мастерской Дмитрия Бертмана. Режиссер-постановщик Галина Тимакова, сохранив все основные сюжетные линии, несколько сократила текст первоисточника и некоторых хоровых эпизодов. С вокальными партиями молодые артисты, с помощью музыкального руководителя Ирины Иолович, отлично справились, и многие сольные и массовые номера тепло встречались зрителями.

Режиссерскую сторону постановки отличает изобретательное использование двигающихся элементов декорации (сценограф Сергей Егоров), тщательная разработка мизансцен. Заметна педагогическая работа с участниками над их сценическими образами. Упомянем в этой связи студентов Юлию Перепелица в роли Вари, Андрея Помещикова (редактор Кураев), Марину Ерёмину – Степаниду и Якова Швецова в роли Григория. Колоритный образ Агафона создал Карлен Кардашян.

Мастера ГИТИСа продолжают плодотворное обращение к редкостям музыкального театра. С интересом будем ждать обретения новых раритетов.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди