Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

…Окуджава никогда не начинается и никогда не заканчивается – кажется, он был и есть всегда. И даже не как река – «странное название», а как океан. Или небо… Словно он веками был до тебя и будет сотни лет после…

С его творчеством знаком каждый, невозможно не знать его песен. Они на пластинках, дисках, в интернете, на радио и в телеэфире, во множестве фильмов и театральных постановок. В душах и сердцах миллионов. В воздухе. Повсюду. Незатейливые с виду, окуджавские мелодии звучат в исполнении духовых и военных оркестров. Барды, актеры, эстрадники, рокеры, боги и черти всех мастей, люди самых разных профессий поют эти песни – кто как умеет. Какой Парад Победы 9 мая без чеканящих шаг десантников под музыку «Здесь птицы не поют…»?! Или вменяемое застолье интеллигенции со стажем, сабантуй мозолистых рабочих в общежитии, посиделки походников у костра – как представить это без песен Окуджавы? Сразу становится бессмысленной выпивка… Фестивали окуджавского творчества проходят не только в наших краях, но даже в странах, где сегодня и Россия, и ее культура – кость в горле.

Впрочем, политические ветры со временем стихают, а стихи и песни Окуджавы звучат, и с годами – что добротное вино –  становятся лишь более выдержанными…

В пору моей расклешенной юности самым безотказным способом понравиться предмету твоего воздыхания было исполнение песен под гитару. И большинство ребят и девчонок на нехитрых своих «шестиструнках» непременно разучивали окуджавские песни. Построены они на «бытовых» аккордах. Исполняются, как правило, в тоскливой тональности ля минор, приклеенной к пальцам «эпоксидкой». Но несложные те «песенки», как сам автор именовал свои творения, всегда в цене. В них и близкая нашему человеку романсовая мелодика, и размышленческое настроение, и понятные, притом поэтичные, слова с легкой горчинкой иронии. Чтобы такое исполнять, не надо «ставить» вокал и годами разучивать джазовые аппликатуры – чуть-чуть голосовых данных, знание азбучных пяти-шести аккордов и игра «перебором». Демократичный и задушевный жанр. И притом очень по-русски: от ямщицкой песни до бытового романса с цыганскими вензелями…

То, что сочинял Окуджава, не содержало явного «блатняка» вроде шансона и морозящего слух пряного народного юмора – этого хватало в хриплых высоцких песнях. Да и звучала окуджавская романтика несколько заунывно. Но это идеально-органично подходило для любой нешумной компании. И бравшие в руки гитару «не бродяги, не пропойцы» легко производили впечатление, исполняя Окуджаву.

Любовь к нему с конца 1950-х была повсеместной. Хотя «всеобщей народной» ее все же не назовешь – всенародная любовь позже была у Высоцкого. К Окуджаве – любовь иная, тоньше и изысканней… Основная категория его слушателей интеллигенция, хотя спектр все же весьма широк. Его песни не рвали душу и не смешили, но звали к чувственному размышлению – он словно предлагал расти вверх и вглубь. Он не сочинял жанровых зарисовок и не писал эстрадных песен о любви. Но ставшая поэзией любовь самого Окуджавы (в частности, к родному Арбату) отозвалась сердцебиением огромной страны…

Признаться, я годами не мог понять вот этого его словечка «песенка» применительно к таким глубоким и поэтичным вещам… Что это – «Песенка об Арбате»? Или «песенки» «…о московском муравье», «…о полночном троллейбусе», «Песенка о голубом шарике», «…о Моцарте»?!?! Как-то несерьезно выглядели названия настолько исповедальных, чуть ли ни молитвенных пьес. Или того пуще – песни, написанные на военную тему. Ну, в самом деле, «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о бумажном солдате», «Песенка о пехоте», «…о московских ополченцах»? Но подумалось мне со временем: в том уменьшительном суффиксе легковесной «песенки» кроется вся неформальность Окуджавы, не накрахмаленность его творчества, вольнодумство его и даже бравада «дворянина из арбатского двора»… «Здесь остановки нет, а мне – пожалуйста: / Шофер в автобусе – мой лучший друг…».

У Окуджавы на лирику бытового романса наложилась мощнейшая многослойность, которая придала ему самому и его творчеству новые для 1950-х очень глубокие смыслы.

Ведь как было в добардовскую эпоху?

Окончившие Литературный институт и консерваторию дипломированные поэт и композитор в поте лица пишут песнь… Потом комиссия, состоящая из серьезных и заслуженных немолодых людей с орденами, званиями и с волевыми подбородками, насупив брови, слушает ту песнь на заседании. Долго совещается. В случае положительного для авторов решения рекомендует к исполнению дипломированным певцом. И в сопровождении профессиональных музыкантов песня записывается в студии. После чего отштампованная на заводе на граммофонных пластинках крутится по Всесоюзному радио. Пластинки поступают в продажу. Происходит долгожданное знакомство песни с трудящимися.

А здесь как черт из табакерки появляется какой-то безвестный 35-летний филолог, учитель русского языка из калужской средней школы. Вроде бард? Примитивно перебирая струны гитары, исполняет в компании друзей тихим монотонным голосом сложенные им романсы-«песенки», не зовущие на свершения. Но за счет лирики и не бравурной, доверительной вокальной интонации, за счет едва шепчущей гитары струится от того «артиста» к душам людей неведомый ранее человеческий посыл. «Ах, Арбат, мой Арбат,/ Ты моя религия…» Что-что, простите? Какая такая религия в атеистической стране?! Это вы о чем, товарищ?! Да только ошарашенные геологи и медики, студенты и актеры, инженеры и шпалоукладчики, ботаники и физики, физкультурники и лирики – все как один безотчетно тянутся к тому барду. Немногие счастливцы-обладатели магнитофонов записывают его «песенки» на пленку – на «бобины». Далее в обход комиссии ответственных людей записи стремительно и бесконтрольно распространяются по бескрайней стране с населением на ту пору 209 миллионов человек. И вчерашний дилетант-любитель становится обожаемым автором-исполнителем и национальным явлением, личностью, обладающей необъяснимой и невероятной притягательной силой…

На нереальный сон похоже…

И еще… Окуджава – поэт глубинный. Но лирика его соткана из повседневно-разговорных слов и нередко бытовых интонаций… «Из окон корочкой несет поджаристой, / За занавесками мельканье рук…», «Наш Король, как король, он кепчонку как корону/ – Набекрень, и пошел на войну…», «Из конца в конец апреля путь держу я…», «На углу у старой булочной, / Там, где лето пыль метет, / В синей маечке-футболочке / Комсомолочка идет…»

Ни тебе плавной классической пушкинской элегичности, ни опрокинутого блоковского аристократизма, ни дурманящей изысканностью горечи Мандельштама или филигранной философской обреченной созерцательности Пастернака… У Окуджавы его лирический инструментарий – это опоэтизированный язык тогдашней московской улицы: «Ах, Надя, Наденька, мне б за двугривенный / В любую сторону твоей души…» Но «отделка» этого будничного слога настолько искусна, что слушателю совершенно не видны швы тончайшего «искусства кройки и шитья». А в результате проросшая поэзия «тянет» за собой и затейливую мелодику этих только с виду простеньких «песенок». И вот уже перед нами Окуджава-композитор – он одинаково блестяще пишет романс и марш, кадриль, и вальс, и гимн… Просто «чтоб не пропасть поодиночке…»

Но в лирике Окуджавы музыка живет настолько полноправно и самостоятельно, что она буквально провоцирует на создание композиций не только в жанре бардовской песни. Музыку на его стихи писали для кинокартин первоклассные, высокопрофессиональные композиторы. Это Лев Шварц и Станислав Пожлаков, Александр Градский, Валентин Левашёв и Алексей Рыбников.

Более остальных на окуджавскую поэзию сочинял блистательную музыку для фильмов Исаак Шварц. Созданные с ним песни «Ваше благородие, госпожа удача» и «Песенка кавалергарда» сам поэт считал наиболее удачными и любимыми. Работал с Окуджавой в кино и удивительный Альфред Шнитке – это отдельная веселая история… И хотя в фильмах «соавторские» песни исполняли известные и заслуженные актеры и певцы, обаяния, созвучного окуджавскому, достичь практически не удавалось…

Легендарный Матвей Блантер, автор «Катюши» и других массовых советских зонгов, и вовсе создал в 1967-м цикл на окуджавские стихи, уже к тому времени ставшие известными песнями, – настолько притягательной оказалась для маститого композитора лирика поэта. Но результат не приняли ни слушатели, ни сам Окуджава – «не то!».

И получается, что простые авторские мелодии его песен, как и  «домашнее» вокальное исполнение отзываются людям куда родней, чем большинство даже удачных песен, созданных на стихи Окуджавы композиторами и исполненных профессиональными артистами и певцами. Как, впрочем, и сотворенная разговорным языком окуджавская лирика… Она куда доступнее для восприятия на слух «под гитару», чем инкрустированные стихи-творения иных великих русских поэтов…

Примечательно – русский поэт Булат Шалвович Окуджава  по отцу грузин, а по матери армянин. Что лишний раз доказывает: корневая система нисколько не уменьшает и не разбавляет «русскости» подлинного русского поэта, и примеров здесь немало… Так, «наше все» – Пушкин Александр Сергеевич, основоположник современного русского языка – был правнуком африканца. Русский поэт и прозаик Лермонтов – шотландского происхождения. Выдающийся русский поэт советского периода Давид Самойлов – еврей. А русский поэт и рок-музыкант Алексей Романов – с азербайджанским замесом. У истинных русских поэтов и с русской кровью, и с нерусской есть такая особенность: в общении с Небом улавливать самое глубинное, образное, философское и поэтичное… Улавливать и переводить на наш Великий и Могучий… И главное здесь – быть подлинным поэтом и возделывать русский язык, служить ему. А уж с какими ты кровями – это для ОВИР. Так что Окуджава, русский поэт грузино-армянской сборки, лишь продолжил традицию…

Родители окуджавские посвятили свою жизнь построению светлого коммунистического Далеко. В результате в 1937 году был расстрелян отец будущего поэта, а мама на восемнадцать лет сослана в Карагандинский ГУЛАГ. Но в середине 1920-х ничего этого еще не знавшие молодые люди были откомандированы из Тифлиса, где укрепляли советскую власть, на партийную учебу в Москву. И в 1924-м в столице, на улице Арбат, и появился на свет мальчик, нареченный Булатом. А ведь как корабль назовешь, так он и… Как известно, «булат» – это сталь высокой твердости и упругости. Из такой стали еще в древности изготавливали клинки сабель и кинжалов. И всей своей жизнью и творчеством Окуджава соответствовал полученному при рождении имени…

Ничто не бывает случайным…

Булат Окуджава, в будущем фронтовик и знаковый русский поэт, родился в 1924 году в день, который через двадцать один год станет в истории нашей страны самым святым днем для миллионов людей – 9 мая, День великой Победы в Великой Отечественной… Ну и что, простое совпадение?

Он ушел на фронт добровольцем еще до окончания школы, едва исполнилось восемнадцать. Вступив в боевые действия, довольно скоро был ранен, после госпиталя дослуживал уже в запáсном полку. Думаю, достаточно и нескольких часов на передовой, чтобы вблизи распознать, как выглядит смерть.  Так что свои боевые награды – в том числе и Орден Отечественной войны I степени – гвардии красноармеец Окуджава Бэ. Ша. заработал фронтовыми пóтом и кровью… И о войне он писал и пел от первого лица… Эти его песни начисто лишены героической позы и пафоса – искренностью, точностью и негромкостью они пробивают насквозь…

Кто из нас не пел, не слушал тех обнаженных молитв-размышлений… «А мы с тобой брат, из пехоты…», «До свидания, девочки, постарайтесь вернуться назад…», «Вы слышите, грохочут сапоги…», «Нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим…» – на этом же росло не одно поколение, а это все Окуджава… Для огромнейшей страны он стал национальным достоянием…

Уже в 1990-е его критиковали за ряд высказываний – то было время, когда оголтелую вольницу нарекли свободой, и шлака хватало с избытком. Но истинный смысл личности Окуджавы в том, что он оказал ни с чем не сравнимое влияние на послевоенную советскую, российскую, европейскую и американско-русско-эмигрантскую культуру, на строй мысли миллионов современников, на вневременной, а потому и бесценный, инструмент общения – русский язык…

От начала хрущевской оттепели с середины 1950-х до конца горбачевской перестройки в начале 1990-х окуджавское творчество тридцать пять лет формировало и формулировало философию и гражданские позиции советского общества. И его можно назвать одним из властителей дум той эпохи, тогдашних духовных лидеров нации.

Интеллигентный, ироничный и лиричный, бескомпромиссно-совестливый. Истинный русский поэт, имя которого на любом континенте звучит одинаково узнаваемо – Окуджава. И песни его будут звучать, «пока Земля еще вертится»… Спасибо…

И всех – с его юбилеем.

Сто лет этой стали марки «Булат Окуджава»…

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»