Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Теодор Курентзис и musicAeterna готовятся отмечать двадцатилетие. Пока нет точных планов, скорее всего, праздничные мероприятия развернутся весной. Сам день рождения, 31 января, пройдет тихо, ввиду отсутствия основателя оркестра в эту дату в России. Пока же дирижер «перелистывает» страницы классического репертуара, представляя бесспорные хиты, какими являются Скрипичный концерт Брамса и Пятая симфония Шостаковича.

Сочетание данных авторов можно расценивать как столкновение противоположностей. Романтичное, искреннее, подернутое дымкой меланхолии высказывание Брамса и «вся на нервах», смятенная, наполненная двойными смыслами Пятая симфония Шостаковича.

В Брамсе солировала Ольга Волкова – отважная артистка, держащая стабильную концертную форму, несмотря на постоянную позицию концертмейстера musicAeterna. Далеко не каждый оркестровый музыкант способен убедительно менять эти амплуа, и тут можно поаплодировать Ольге за волю и стремление к творческому росту. Волевыми качествами была отмечена и ее интерпретация Скрипичного концерта Брамса, которая, конечно же, была авторизована Теодором. Первое вступление скрипки после оркестровой экспозиции сразу утвердило агрессивно-жесткий образ главной темы – звук скрипки был словно «поднят» эквалайзером, воспринимался неестественно укрупненно и излишне плотно, словно артистка хотела внушить: неважно, что изящная и красивая в жизни, на сцене перед вами борец в тяжелом весе. Ожидаемо контрастно прозвучала побочная тема первой части концерта – это шедевр лирики не только Брамса, но, пожалуй, всей немецкой романтической музыки второй половины XIX века. Это музыка о воспарении и абсолютном счастье, которое, разумеется, недостижимо на земле, но возможно, если отрешиться от всего сущего. Думается, именно лирические моменты концерта показали истинное лицо солистки, чья ценность – в умении одухотворенно сыграть красивую музыку, повести слушателя за собой в мир грез. В этом смысле центром сочинения стало Адажио, где в нирвану и мечты то и дело прорываются отголоски прошлых переживаний. Сыграть эту часть так, чтобы она слушалась, затаив дыхание, совсем не просто, но musicAeterna это удалось. Особенно хочется отметить мягкое, певучее звучание духовых, которые в целом в этом сочинении играли в очень хорошей камерной манере. Бенефис Ольги Волковой заверили два биса – Соната-баллада №3 и финал Сонаты №2 Изаи. Такой вот роскошный жест от Теодора Курентзиса, высвечивающего творчество своих талантливых артистов.

Бывают странные сближения, и последовавшая Пятая симфония Шостаковича неожиданно срифмовалась с Брамсом. Уже первая тема, с риторическими возгласами, напомнила абрисом Четвертую симфонию Брамса, а дальнейшая интерпретация текста Шостаковича перевело его в русло малеровской стилистики, показав теснейшую связь с австро-немецкой симфонической традицией. Великолепное соло гобоя в первой части словно продолжало «Одинокого осенью» из «Песни о Земле», а в Скерцо вальсовая тема обернулась не вульгарной таперской мелодией, а изысканным лендлером. Множество разбросанных деталей – от внезапных подвижек темпов до «визгливых» реплик духовых – складывались в общее ощущение, что Теодор намеренно наводит оптику на малеровский слой в Пятой Шостаковича, продолжая традицию Бернстайна. В этом смысле предсказуем был финал Пятой, с пригвождающим победительным апофеозом. Вводный тон, вносящий минорную краску, только усиливал тяготение к всеразрешающему мажору. Идеологическая подоплека, которая так долго занимала музыковедческие умы, в этом исполнении игнорировалась. Дирижер исследовал собственно музыкальный текст, его суггестивный потенциал, который и был им блестяще раскрыт. Линия щедрых бисов продолжилась в виде двух фрагментов из «Ромео и Джульетты» Прокофьева – балета, созданного спустя год после Пятой симфонии и, в общем-то, близкого по трагедийному пафосу. Еще одно пересечение, которыми оказался богат этот вечер.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории