Столкновения и контрасты События

Столкновения и контрасты

Московская консерватория отметила День России фестивалем

Название «Рожденные Россией» могло бы подойти к фестивалю любого формата, связанного не только с музыкой, но и с литературой, живописью, оперой. Ведь в  нем сфокусировались как темы искусства, так и  политики, дипломатии, нравственно-этические вопросы. Название, вбирающее в себя и историю, и действительность, творимою великими умами, рожденными в нашей стране.

Пока фестиваль, проходящий второй год подряд в Большом зале Московской консерватории, ищет себя. В прошлый раз акцент был сделан на хоровой музыке, сейчас рамки серьезно расширились. В первой программе по замыслу художественного руководителя фестиваля, профессора, дирижера Александра Соловьёва прозвучали инструментальные произведения композиторов, связанных с Московской консерваторией, от ушедших классиков  – Чайковского, Шостаковича, Шнитке, до классиков нашего времени – Губайдулиной, Рыбникова, Артемьева.

Получился довольно пестрый набор имен, отражающий все многообразие культуры сегодня и привлекательный именно отсутствием клановости и приверженности к какому-то одному направлению.

Еще одна идея фестиваля – баттл коллективов и дирижеров. В первый вечер «соревновались» Камерный оркестр «Новая музыка» Центра современной музыки Софии Губайдулиной под управлением заслуженной артистки Республики Татарстан Анны Гулишамбаровой и Московский оркестр «Opensound» –  специальный проект скрипача Станислава Малышева и виолончелистки Ольги Калиновой.

Камерный оркестр «Новая музыка» и Анна Гулишамбарова

Вся программа вечера – сплошные столкновения и контрасты. После «Элегии» из Струнной серенады Чайковского, при звуках которой невольно начинают всплывать пейзажи бескрайних полей или водной глади с лесистыми берегами, гости из Казани сыграли «Фахверк» Губайдулиной. Солирующий баян у Фридриха Липса поначалу имитировал орган – мрачно, торжественно, полновесно, а струнные и маримба создавали вокруг него необычные сонорные миры. Вообще говоря, в этом сочинении – как и во многих иных у Губайдулиной – главенствовала идея сопоставления светлого и темного, божественного и демонического, Валгаллы и Нибельхейма. Пьеса носит несколько иллюстративный оттенок, такой Катехизис с картинками, – но исключительно эффектна по инструментальным приемам, производящим ошеломляющее впечатление на слушателей.

Фридрих Липс

Все эти утробные басы, подвывания или уходы в верхний хрустально-звенящий регистр у баяна вызывали в сознании какие-то фантастические образы; по ходу развития пьесы краски постепенно сгущались, и строгость вертикали стропил фахверка рушилась на глазах. Обязательный хорал – символ незыблемости и божественной твердыни – не стал спасительным якорем в движении по кругам ада, которое в итоге привело к полному краху мироздания.

Зал, разогретый такими страстями, с энтузиазмом встретил второго участника – Opensoundorchestra, вышедшего на исполнение «Каприччио» Алексея Рыбникова. Представляя этого автора, ведущая Ирина Тушинцева акцентировала внимание на его кино- и театральной музыке, благодаря которой Рыбников действительно завоевал всенародную популярность. Что не отменяет интереса к его академическим опусам. В той же Казани, когда Госоркестр Татарстана проводил его авторский вечер, люди ломились, чтобы познакомиться с «серьезным» Рыбниковым. «Каприччио» – раннее сочинение, и никакого намека на «Красную шапочку» и того самого Мюнхгаузена тут не наблюдается. Зато тянется ниточка к будущим симфониям, где затрагиваются сакральные темы. По сравнению с Губайдулиной Каприччио более монолитно, не пестрит спецэффектами, но не менее драматично.

Нерв всему задавал солист Станислав Малышев – голос его скрипки парил над бушующей стихией оркестра, укрощенной Александром Соловьёвым. Его мы чаще привыкли видеть перед хором, но в этой программе за пультом симфонического коллектива он смотрелся весьма органично – уверенный жест, волевой посыл, цельность интерпретации. Хотя Каприччио написано около полувека назад, но внутренний юношеский запал делает эту музыку актуальной здесь и сейчас, и композитор, услышав спустя столько времени свой опус, отнесся к нему с воодушевлением и даже обещал музыкантам дописать еще части, превратив в полноценный многочастный концерт.

Эпоха шестидесятников в России – это новый «серебряный век», породивший  удивительные миры. И аркой к прозвучавшей в первом отделении  Губайдулиной логично встроился Concerto grosso №1 для двух скрипок, приготовленного рояля и оркестра Альфреда Шнитке. В нем сконцентрировались главные художественные приемы композитора: ирония и скепсис по отношению к окружающему миру, феноменальный контраст между обыденным и духовным, порождающий  фантасмагорию.

Станислав Малышев, Александр Соловьёв, Елена Ревич и Opensoundorchestra

В дуэте со Станиславом Малышевым выступила Елена Ревич, скрипачка яростного темперамента, и эта парочка создала до мурашек наэлектризованное эмоциями поле. Их экстремальный диалог оттеняли «наивные» реплики «расстроенного пианино» и клавесина – между обоими инструментами как-то успевал перемещаться мультиинструменталист Михаил Дубов.

Concerto grosso в данном исполнении воспринимался не как сложная авангардная конструкция, а как театральная драма с понятными внутренними переживаниями, поисками себя, разочарованиями и попытками обретения гармонии. Сочинение, построенное на темах из разных кинофильмов, в трактовке Александра Соловьёва совершенно не напоминало набор иллюстративных эпизодов. Для дирижера музыка Шнитке, кажется,  вообще особенно близка – в его портфолио замечательные исполнения Реквиема, трех духовных хоров, кантаты «Доктор Фаустус», «Песен войны и мира»… Отсюда внутреннее интуитивное ощущение того страшного напряжения, борьбы света и тьмы, что составляют суть почти всех произведений композитора, и естественная передача этих состояний – в инфернально-вихревом движении Токкаты, в адских корчах Речитатива, в обольстительном Танго (ретроспективно «читаемом» как усмешка Мефистофеля).

Конечно, после таких катаклизмов требовалась разрядка. И она последовала в виде популярных саундтреков Эдуарда Артемьева из фильмов «Реквием о Великой отечественной войне», «Сибирский цирюльник», «Свой среди чужих». Слово «популярный» в данном случае – лишь констатация факта широкого признания и всенародной любви к этим мелодиям: они звучат и из телевизора, и в уличных переходах, привлекая народ той пронзительной сентиментальностью, в которой,  так или иначе, нуждается всякий из нас. И которую великолепно выразил Владислав Лаврик в безбрежной кантилене своей трубы.

Владислав Лаврик и Александр Соловьёв

Замысел фестиваля – показать все лучшее, чем может гордиться Россия – раскрылся во втором концерте через парад молодых хоровых дирижеров и студенческих коллективов. В этом баттле участвовали Хор студентов высшего образования ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова, Хор студентов Московской консерватории и Камерный хор МГК, за пульт которых как на смотринах выходили Рамис Байчурин, Петр Фролов-Багреев, Валентин Белецкий, Наталия Лёвина, Татьяна Гавдуш-Поникаровская.

Рядом с Рахманиновым и Шубертом ярче высветилось своеобразие сочинений современных российских композиторов, от «почвенных» опусов Романа Леденева («Край родной») и Юрия Буцко («А мы просо сняли») до символистских «Метафор по Крейцеровой сонате» Толибхона Шахиди. И в этом единении исполнителей со своим временем есть что-то очень правильное в настоящем и хорошие перспективы на будущее.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди