Страдания Гёрне и торжество Гергиева События

Страдания Гёрне и торжество Гергиева

В Международный день музыки в Концертном зале имени П. И. Чайковского выступил один из лучших интерпретаторов композитора – Маттиас Гёрне. В репертуаре этого немецкого баса-баритона – партии Тангейзера в одноименной опере, Вотана (в «Кольце нибелунга»), Амфортаса (в «Парсифале»).

Поет он Вагнера и в концертах, и это каждый раз – экзамен: в Московской филармонии Гёрне его сдал блестяще. Оставшись один на один с «бесконечной мелодией», бушующим оркестром, певец продемонстрировал, что для Вагнера столь же важна кантилена, красота голоса, тонкая нюансировка, как и для Моцарта, Беллини или Верди.

Программа была выстроена так, что симфонические фрагменты дополняли вокальные, образуя тематические блоки. Вступление к опере «Тристан и Изольда» и Сцена смерти Изольды обрамляли патетичный монолог Короля Марка. Обманутый другом и супругой, герой страдает, и оттенки его переживаний Гёрне выразил, не форсируя голос, но очаровывая его объемностью и гибкостью фразы. Слушая его интерпретацию монолога из оперы «Летучий голландец», где сплелись боль и ярость, подумалось: какая удача, что этот певец приезжает к нам в расцвете, полный творческих сил и в изумительной вокальной форме.

Маттиас Гёрне

Галерею трагических героев дополнил Вотан. Здесь Гёрне вознес публику в заоблачные высоты, создав психологически достоверный образ тяжко скорбящего отца и одновременно бога, чьему повелительному жесту покоряется мир. После того, как отзвучали последние ноты в его партии, Гёрне застыл, устремив взгляд в вечность, пока оркестр окутывал зал «пляшущими» язычками пламени. И в этот момент мы безоговорочно поверили в величие и искренность верховного бога.

«Прощание Вотана с Брунгильдой» предварил «Полет Валькирий», где второй герой этого вечера, австрийский дирижер Манфред Хонек смог воодушевить Национальный филармонический оркестр России на настоящий «вагнеровский» звук. Вообще говоря, НФОР показал себя очень хорошим партнером – гибким, сыгранным, аккуратным. Прекрасно проявила себя медная группа – слушаясь дирижера, они точно интонировали все аккорды. Но есть еще нечто неуловимое, связанное с органикой исполнения чужой музыки, и тут ощущалась некоторая дистанция между Вагнером и российскими музыкантами. Впрочем, это вопрос более углубленного и частого общения с творчеством данного композитора, и на прекрасные впечатления в целом от программы это мало повлияло.

Спустя месяц с концертным исполнением «Тангейзера» в Москву приехал Валерий Гергиев. После байройтских перипетий, когда интернет полнился разноречивыми слухами о дебюте маэстро в вагнеровском святилище, зал «Зарядье» собрал почти аншлаг (в отличие от шедшей накануне оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, хотя бы и показанной в полноценном сценическом формате). Многим, видимо, захотелось составить собственное мнение, как это получается у Гергиева. Поначалу возникло ощущение, что мы слышим саундтрек к байройтской постановке, в которой во время увертюры по полям несется цирковой фургончик, населенный фриками. Подвижность темпов вкупе с суховатым звучанием оркестра Мариинского театра лишило увертюру главного – романтического пафоса и чувственности. Музыка обрела цвет и плоть ко второму действию: парадоксально, что как раз там выходит на первый план Елизавета, воплощающая чистоту и возвышенность помыслов. Но, так или иначе, второе и третье действие прозвучали на ином градусе чувств и более высоком инструментальном качестве. Поначалу смутившие медные за сценой, которые в первом действии явно чувствовали себя не в своей «тарелке» и оказались не в ансамбле с основным оркестром, реабилитировали себя в начале третьего акта, по-органному сопровождая молитву Елизаветы и романс Вольфрама.

Так же постепенно «раскачивались» певцы, влезая «в шкуру» своих персонажей. Звездой вечера стал Сергей Скороходов, прекрасно владеющий немецким языком и стремившийся не только хорошо спеть, но актерски отыграть каждую деталь текста. Вначале он даже несколько переборщил с «истеричностью» Тангейзера, рвущегося на свободу. «Не только радость мне нужна, взамен утех мне хочется страданья», – эта фраза стала центральной в первом акте. Но дальше в его партии появилось много интересных нюансов, и оба кульминационных номера – выступление на состязании певцов и финальный рассказ о паломничестве в Рим – прозвучали с музыкальными подробностями и почти барочной риторикой.

Манера Юлии Маточкиной – Венеры – показалась более стильной и подходящей к Вагнеру: ее вокал, несмотря на мощь, не терял округлости и ровности во всем диапазоне. У Ирины Чуриловой – Елизаветы – то и дело «проскальзывали» славянские интонации, более подходящие для Чайковского или Римского-Корсакова. Да и тесситурно партия эта оказалась певице сложноватой – все верха звучали резковато и не так свободно, как средний регистр. Может быть, излишне страстная трактовка образа Елизаветы тому причина. А ведь эта героиня должна, по замыслу Вагнера, противостоять Венере и воплощать собой жертвенную натуру (неслучайно центральный момент в ее партии – молитва Деве Марии в третьем действии). К концу оперы распелся Владислав Куприянов, выразительно и музыкально исполнивший коронный номер Вольфрама – «О ты, вечерняя звезда».

Очень хорошо проявил себя хор Мариинского театра. В «Тангейзере» много разномастных эпизодов – и комментирующего, и деятельного характера. Есть и интересные ансамблевые конфигурации, как, например, пасторальный эпизод у хора без сопровождения с солирующим английским рожком. Или, напротив, полновесное, с репликами труб, приветствие ландграфа перед турниром певцов – духоподъемный гимн, спетый мариинцами с таким воодушевлением и с таким высоким градусом внутреннего патриотизма, словно они перевоплотились в истинных арийцев. Кстати, стало понятно, почему фюрер так любил и возносил музыку Вагнера: в ней, безусловно, витает дух соборности, способный сплотить нацию.

Отсутствие режиссуры хотя и лишило зрелищного элемента, но позволило сосредоточиться собственно на исполнительской трактовке и проверить актуальность «Тангейзера» сегодня. Каков итог? Команде Валерия Гергиева удалось создать сильную, пусть и не эталонную интерпретацию и подарить столичной публике возможность живого контакта с великой музыкой Вагнера, которая захватывает, восхищает и провоцирует на множественность решений, как и 175 лет назад.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии