Страна моих лет, ничего тебя радостней нет События

Страна моих лет, ничего тебя радостней нет

В рамках проекта «Возрождение русской оперной классики» прозвучали раритеты Шостаковича

В Московской консерватории уже несколько лет существует уникальный творческий проект, открывающий малоизвестные или забытые сочинения отечественных композиторов. Цикл концертов, инициированный деканом научно-композиторского факультета, заведующей кафедрой истории русской музыки Московской консерватории, профессором Ириной Скворцовой, четко оправдывает свое название, словно из пепла возрождая оперные партитуры в концертном или полусценическом воплощении. Изначально проект был нацелен на особо значимый период истории русской музыки – вторую половину XVIII века, но с каждым годом неустанно расширял хронологические рамки. Начав с постановки мелодрамы «Орфей» Евстигнея Фомина – композитора времен правления Екатерины II, – «Возрождение русской оперной классики», наконец, добралось до XX века. В Большом зале состоялся концерт, посвященный творчеству Шостаковича – известному и не очень – и приурочен был к 80-летию Победы. Камерный оркестр, Камерный хор Московской консерватории и солисты представили музыку войны и мира – взгляд советского классика на противоречивую контрастную эпоху, запечатленную в самых разных жанрах.

Открыла праздничный вечер неожиданно не «Праздничная увертюра» Шостаковича, заявленная в программе (ее дирижер, худрук Камерного оркестра МГК Феликс Коробов решил оставить на финал), а Второй фортепианный концерт. Это сочинение композитор подарил сыну Максиму на 19-летие – и тот на «отлично» сыграл его на вступительном экзамене в Большом зале Московской консерватории, особенно подчеркнув шутку отца, который в третьей части процитировал упражнения Ганона. Заглавная синкопированная тема у рояля, подхватываемая бодрым ансамблем деревянных духовых, сразу же задала тон вечеру – впрочем, солист Петр Лаул словно сдерживал энергию, оставаясь верным своей внешне неброской манере. И если в первой части Концерта пианист и Камерный оркестр говорили на разных языках, словно воспроизводя сегодняшний диалог миллениалов и зумеров, то уже в лирической квазиромантической части разговор «отцов и детей» пришел к своему консонансу. Звучание рояля и оркестра сливалось в единое целое, солист и молодежный консерваторский коллектив чутко поддерживали друг друга, погружая в атмосферу мирного времени 1957 года.

Центром программы стала опера «Большая молния». Композитор создавал ее в 1932 году к 15-летию Октябрьской революции и так и не окончил, оставшись недовольным либретто Николая Асеева, в котором рассказывалось о группе советских специалистов, посетивших Америку. Монологи капиталистов, высмеивающих красных большевиков, и монологи пролетариата, поющих «высокохудожественную» оду на слова «страна моих лет, ничего радостней тебя нет», вероятно, раздражали Дмитрия Дмитриевича – однако через несколько лет он возведет похожий (но уже прозаический) текст в откровенный фарс в своем «Антиформалистическом райке». Увертюра и восемь номеров «Большой молнии» отчетливо передавали дух советских 1930-х: подчеркнутая плакатность и лапидарность вокальных партий сменяли симфонические «урбанистические» картины страны победившего социализма, изображавшие работу фабрик, заводов, гул пароходов. Камерный хор Московской консерватории при участии Хора студентов ГМПИ имени Ипполитова-Иванова подхватывали кипучую деятельность Камерного оркестра, комментируя происходящее как воодушевленная масса рабочего народа. А великолепные артисты Театра Станиславского и Немировича-Данченко – Владимир Дмитрук, Дмитрий Никаноров, Михаил Басенко, Евгений Качуровский, Габриель Де Рель и Максим Осокин – буквально рисовали на сцене комические портреты представителей «двух лагерей». Этот раритет Шостаковича, который композитор позже переработал для пролога оперы «Оранго», стал еще одним достойным обращением к малоизвестным страницам оперного творчества композитора. Стоит сказать, что первым «Большую молнию» вернул к жизни Геннадий Рождественский – и символично, что неоконченная опера Шостаковича прозвучала, наконец, в стенах альма-матер великого дирижера.

Но главным событием концерта в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики» оказалось исполнение музыки Шостаковича к кинофильму «Пять дней, пять ночей». Этот безусловный шедевр, к сожалению, так и остался в тени других антивоенных сочинений композитора – Седьмой, Восьмой симфоний и Восьмого квартета. С последним он имеет непосредственную связь: будучи командированным в Дрезден, где проходили съемки фильма о спасении Дрезденской галереи советскими солдатами в годы Великой Отечественной войны, Шостакович оставил написание музыки к фильму и принялся за квартет, оказавшись под глубоким впечатлением от картин руинированного города. Впрочем, рефлексия и реакция на ужасы войны, запечатленные в квартете, пронизывают и оркестровое сопровождение киноленты – чуткий слух музыковеда сразу же «ловит» отсылки к медленной части Восьмой симфонии или к теме нашествия «Ленинградской», роль которой здесь символически сыграла «Ода к радости» из Девятой симфонии Бетховена. Камерный оркестр Московской консерватории на героическом, патетическом подъеме с потрясающей точностью озвучивал эмоции и диалоги персонажей фильма, который транслировался на большом экране над сценой. И не по-таперски иллюстрировал, а без слов рассказывал о страшных днях и ночах тех далеких лет, которые, к счастью, закончились великой Победой, случившейся уже восемьдесят лет назад. Ликующая, стремительная «Праздничная увертюра», грянувшая в конце вечера подобно торжественному салюту, была ее далеким и одновременно близким эхом – и закружила в своем вихре, унося все печали прочь.

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати