Страна улыбок События

Страна улыбок

Подведены итоги XIV конкурса «ОпереттаLand»

В промозглую московскую осень, в настроение, осложненное карантинными ограничениями, ворвалась со всеми своими яркими красками и звуками праздничная и немножко взбалмошная атмосфера молодежного конкурса самого что ни есть жизнерадостного жанра музыкального театра. Речь идет о конкурсе «ОпереттаLand», придуманном и созданном премьерами Московского театра оперетты Герардом Васильевым и Жанной Жердер.

Накопившиеся и нереализованные в прошлом году (когда конкурс был отменен по понятным причинам) стремления и амбиции молодых участников были сполна вознаграждены в 2021-м. Организаторы преодолели все немалые трудности – финансовые в том числе – и провели сложное соревнование, как говорится, «на одном дыхании». Туры проходили на очень подходящей и хорошо оборудованной сценической площадке Учебного театра, любезно предоставленной ГИТИСом. Кстати, среди участников конкурса обнаружилось значительное количество студентов и выпускников этого прославленного театрального вуза.

Новшеством этого года явилось решение разделить творческое соревнование на два подраздела:оперетта и мюзикл. Решение это, конечно, было назревшим: мюзикл, близкий родственник оперетты, давно соревнуется с нею «на равных» – и по популярности, и по количеству исполнителей. Так что «микрофонные» участники конкурса были выделены в самостоятельный раздел, многочисленный и активный. Каждому из «двоюродных братьев» был выделен целый день на первый тур.

Из положительных тенденций этого года обращает внимание расширение репертуарных предпочтений молодых артистов. Девушки, кроме навязшей в зубах на предыдущих конкурсах арии Виолетты из «Фиалки Монмартра», увидели, наконец, и другие, не менее привлекательные арии в опереттах Кальмана, Легара, Дунаевского, венских классиков и современных композиторов, а мужчины, забыв, наконец, о предыдущем фаворите – арии принца Су-Хонга из «Страны улыбок», нашли другие в прекрасных творениях мировых авторов. Жаль только, что конкурсанты пренебрегли лирическими дуэтами: эти очень важные составляющие классических и современных оперетт совсем не были представлены в активном репертуаре «ОпереттаLand».

Зато заметно расширился список произведений в жанре мюзикла: были исполнены арии и сцены из спектаклей мало и редко идущих, либо вовсе неизвестных нашему слушателю. Некоторым участникам удалось раскопать и подлинные раритеты, как, например, ария Леандро из сарсуэлы «Хозяйка таверны» (правда, удачи ростовчанину Шамхалу Хачатуряну она не принесла – строгое жюри не пропустило певца в финал соревнования…). Кстати, о жюри: карантинные ограничения помешали некоторым постоянным его членам, вроде известного немецкого продюсера Анри Майера, приехать в Москву. Но большинство жюри давно сложилось и было стабильно. В его состав входит группа директоров крупных музыкальных театров России, что является дополнительным стимулом для участников конкурса: появляется реальная возможность удачного и перспективного трудоустройства понравившегося конкурсанта.

Однако, вернемся к положительной тенденции «революционного» расширения репертуара артистов мюзикла. В этом году их программа поразила своим стилевым и жанровым разнообразием. Она включила многие европейские новинки, популярные американские хиты, а главное – многообразие отечественных мюзиклов. Вот, навскидку: европейские мюзиклы представлены ариями и отрывками из «Йентл» М.Леграна, «Одолжите тенора» К.Людвига, «Собора Парижской Богоматери» Р.Коччанте, «Метро» Я.Стоклоса, «Отверженные» К.-М.Шёнберга, не говоря уже о почти всех шедеврах Э.Ллойда-Уэббера. Были также исполнены арии и песни из мюзиклов американских композиторов Р.Роджерса, Ф.Уайлдхорна, Э.Джеймса, Ж.Стайна, Дж.Гурвица, Б.Ульвеуса и других.

Что особенно порадовало, так это изобилие отрывков из произведений отечественных авторов. Кроме музыки, уже знакомой широкому кругу слушателей – произведений И. и М.Дунаевских, Ю.Милютина, К.Листова и Е.Птичкина, – в конкурсе прозвучали арии и песни из мюзиклов Е.Загота, А.Журбина, Р.Игнатьева, В.Лебедева, А.Семенова, Г.Гладкова, К.Брейтбурга, Г.Матвейчука, В.Баскина, В.Дмитрина, Э.Артемьева. Список внушительный и говорящий о растущей популярности мюзикла у зрителей, театров и авторов, не правда ли?

Три тура конкурса показали и уязвимые места у ряда конкурсантов, особенно у мужской его части. Оказалось неизжитым, как и в прошлые годы, исполнение своих концертных номеров статично, как на конкурсах чисто вокальных (имени Глинки или Чайковского), то есть без учета специфики и выразительных средств опереточного жанра, требования наличия комплекса вокала, пластики, не говоря уже об элементарной мышечной свободе. Отсутствие этого комплекса помешало некоторым участникам, даже обладающим хорошими вокальными данными, дойти до финала Конкурса «ОпереттаLand».

Отбор участников в заключительную часть творческого соревнования был доверен компьютеру, бесстрастно учитывающему баллы, выставляемые членами жюри. Та же система подсчета баллов применялась в каждом туре и публиковалась в открытом доступе на сайте конкурса. Таким образом, каждый участник узнавал, сколько ему выставил тот или иной член жюри, имел возможность следить за прохождением трудного конкурсного пути, своего и соперников.

Учтя опыт предыдущих конкурсов, организаторы на этот раз отделили третий тур от заключительного гала-концерта. Все участники, вышедшие в финал, выступили в первом отделении этого праздника музыки и театра со своими номерами под аккомпанемент оркестра Московского театра оперетты, а исполнители отрывков из мюзиклов – под качественную аудиозапись.

Второе отделение гала-концерта было отдано выступлениям победителей конкурсов прошлых лет и звездам столичной оперетты. Они же вручили дипломы лауреатов «ОпереттаLand-21» молодым артистам – своим, не исключено, будущим преемникам. Пришло время назвать их имена.

В разделе «Оперетта» первая премия – Московского театра оперетты – была вручена солистке Хабаровского музыкального театра Рипсиме Сехлеян. Ровно пройдя «горнило» трех туров, она покорила зрителей арией Саффи из оперетты И.Штрауса «Цыганский барон». Вторую «опереточную» премию от продюсерского центра «Арт-симфони» получила студентка ГИТИСа, ученица Д.Бертмана Анастасия Балака, выразительно исполнив куплеты Адели из «Летучей мыши» И.Штрауса. Замкнула «великолепную тройку» победителей Кристина Есаян, студентка ГИТИСа с арией Джудитты из одноименной оперетты Ф.Легара.

Не меньший успех имели исполнители мюзиклов. Первую и вторую премию разделили две Насти, симпатичные студентки ГИТИСа Карханова и Павлова, со своим танцевальным дуэтом «Ах, водевиль» на музыку М.Дунаевского. Третью «мюзикловую» премию вручили Галине Окуневой из Калининграда, исполнившей арию из «Шахмат» Б.Ульвеуса. Специальную премию имени Эдуарда Жердера и Риммы Антоновой за лучший каскадный дуэт получили Ксения Устьянцева и Александр Федотов за блестящее исполнение «Шимми» из оперетты И.Кальмана «Баядера», со сложным, почти акробатическим танцем. Ксения получила также диплом от аккредитованной прессы. Второй диплом СМИ был отдан юной студентке ГИТИСа Татьяне Куликовой за ее экспрессивный номер «Мата Хари».  Свою премию вручил и СТД. Она досталась уже «дипломированным» Анастасии Балака и Галине Окуневой. И, наконец, приз зрительских симпатий заслужили обаятельные Татьяна Куликова и Ксения Соколова.

В гала-концерте свое блестящее мастерство показали хозяева столичной опереточной сцены, ее звезды и ведущие солисты, явив как бы те вершины искусства оперетты и мюзикла, к которым надлежит стремиться молодым артистам, участникам конкурса «ОпереттаLand». Его символ – золотую статуэтку «Карамболина» – арт-директор конкурса Жанна Жердер вручила ГИТИСу, театральному институту, давшему конкурсу чуть ли ни половину участников.

В заключение этого истинного праздника оперетты и мюзикла его организаторы и вдохновители, народный артист России Герард Васильев и заслуженная артистка России Жанна Жердер, запели неофициальный гимн конкурса – духоподъемную «Карамболину» из оперетты Кальмана «Фиалка Монмартра». Ее подхватили все участники гала-концерта и финалисты конкурса, с энтузиазмом спев зажигательную песню под аккомпанемент оркестра театра, руководимого Константином Хватынцом.

Конкурс «ОпереттаLand» становится не только стимулом и праздником для его участников, но и заметным катализатором творческой жизни наших музыкальных театров.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»