Страшный сон смешного человека События

Страшный сон смешного человека

В Вене поставили «Идиота» Мечислава Вайнберга

Мчащийся поезд, заснеженные ели за окном, одни и те же пассажиры на соседних местах – каждый раз, когда главный герой оперы Вайнберга «Идиот» пробуждается от тяжелого сна, он оказывается все в том же вагоне. Таким стал главный мотив австрийской премьеры оперы в Театре «Ан-дер-Вин» в постановке режиссера Василия Бархатова и дирижера Томаса Зандерлинга. 

Последняя опера Мечислава Вайнберга «Идиот» была написана в 1986 году, а поставлена – сначала в сокращенном варианте в 1991 году в Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского, а затем в 2013 году уже в полной версии в Национальном театре Мангейма. Музыкальным руководителем немецкой постановки был дирижер Томас Зандерлинг. Именно в полной версии масштабная опера Вайнберга шла под управлением Зандерлинга на сцене Мариинского театра, и на сцене венского Театра «Ан-дер-Вин» в апреле 2023 года она также поставлена без купюр.

Опера Вайнберга «Идиот» – предпоследняя премьера этого сезона (первого под руководством нового интенданта и режиссера Стефана Херхайма) на основной сцене театра – в июне состоится совместная с фестивалем Wiener Festwochen постановка незавершенной оперы Берга «Лулу». После ухода легендарного интенданта Роланда Гейера, который занимал этот пост 15 лет, программные решения Херхайма привлекали повышенное внимание критики и публики. Кроме явных постановочных удач («Лисичка» Яначека, «Золотой дракон» Этвёша, «Перикола» Оффенбаха) не обошлось и без громких провалов: на мартовскую постановку оперы Вебера «Вольный стрелок», в которой венгерский режиссер Давид Мартон очевидно переборщил с видеоэкспериментами, венская пресса обрушилась со всей силой давно не использованной желчи и сарказма. И вот на «Идиоте» – снова успех. Постановка оперы Вайнберга в «Ан-дер-Вин» и музыкально, и сценически – большая удача, особенно важная в контексте относительной неизвестности этой оперы для европейского зрителя.

У авторов постановки и солистов получился живой, нервный, выполненный на постоянно восходящей эмоциональной волне спектакль. Сценически масштабную партитуру (опера идет 3 часа 40 минут) помогает держать придуманная режиссером форма «рондо», а музыкально – прекрасная работа ансамбля солистов и Симфонического оркестра Венского радио, который Зандерлинг ведет крепкой и уверенной рукой, ни на минуту не теряя ни звуковой плотности, ни экспрессивного напряжения (которое зачастую заставляет петь солистов на границе возможностей). Отдельное удовольствие в этой накаленной партитуре доставляют редкие жанровые эпизоды оперы, как, например, игровое взаимодействие оркестра с роялем в разгульном празднике на дне рождения Настасьи Филипповны (эта сцена с тапером кажется отдельным музыкальным поклоном молодому Шостаковичу, которому опера посвящена). 

Итак, начинается опера в поезде, который мчит князя Мышкина (Дмитрий Головнин) из Швейцарии в далекую и неизвестную ему Россию. Напротив задремавшего князя сидит мрачный Рогожин (Дмитрий Чеблыков), распивающий бутылку водки, за ним – развязный Лебедев (Петр Соколов) в спортивном костюме (именно он, кстати, исполняет в этой постановке партию точильщика ножей, предвещающего убийство Настасьи Филипповны). А на соседней скамье неподвижно лежит женщина, с головой закрытая плащом. Так что трагическая развязка оперы сопровождает Мышкина в одном вагоне уже с самой первой сцены. Кинематографичная цикличность, заложенная в партитуре композитором, еще больше подчеркивается повторяемостью одной и той же мизансцены: князь вздрагивает и просыпается, роняя на пол бумаги, Рогожин протягивает ему рюмку водки. Собственно, этот поезд так никуда и не придет, все происходящее – лишь череда видений в сознании главного героя оперы. Если поначалу «внешняя» жизнь, в которой он мало что понимает (дом Епанчиных, квартира Гани, гостиная Настасьи Филипповны), находится за пределами поезда, то постепенно она приближается к нему все ближе и ближе. В этом смысле чрезвычайно выразительна сцена из третьего акта, в которой неожиданно все герои оперы  оказываются внутри тесного вагончика одновременно вместе с Мышкиным – даже бессловесный батюшка Гани примостился под потолком на двухъярусной кровати (декорации – Кристиан Шмидт). А в финале оперы две соперницы, две главные женщины в жизни Мышкина – Аглая (Ева Прудниковайте) и Настасья Филипповна (Екатерина Санникова) – и вовсе завладеют целиком всем вагоном, вытеснив потерянного князя на крышу поезда. 

С первой до последней сцены Мышкин не расстается с большим походным рюкзаком, в котором собраны все его пожитки (от швейцарских шоколадок «Тоблерон», которые он раздает Епанчиным, до документов о наследстве). Высокий и статный Дмитрий Головнин нелепо цепляется за этот рюкзак, как ребенок за успокаивающую игрушку, а в минуты высшей растерянности или отчаяния он просто прячет в нем голову, закрываясь от мира таким нехитрым способом. Его открытый звонкий тембр как нельзя лучше подходит открытому и слишком прямолинейному характеру его героя. Кристальному человеку без полутонов не выжить в нашем «серобуромалиновом» мире. Дмитрий Головнин, кажется, был идеальным кандидатом и для дирижера, и для режиссера: в 2013 году он уже исполнял партию Мышкина в Мангейме в спектакле Томаса Зандерлинга, а в 2020 году участвовал в постановке «Игрока» Василия Бархатова в Вильнюсе. 

Вокальным и сценическим контрастом сомнамбулическому Мышкину выступает его альтер эго Парфен Рогожин, в страстном и витальном исполнении мощного баса-баритона Дмитрия Чеблыкова. Точен и выразителен и Петр Соколов в партии демонического интригана Лебедева. Очень убедителен и контраст двух главных героинь. Трепетная, нервная, с удивительно подвижным и мягким тембром Екатерина Санникова в роли ослепительной Настасьи Филипповны (она блестит на сцене буквально – переливающимися зелеными пайетками на брючном костюме) и решительная и полнозвучная Ева Прудниковайте в партии непреклонно-добродетельной Аглаи. Овации в зале и восторженная оценка прессы.

Для австрийской публики, не слишком знакомой с творчеством Вайнберга, этот спектакль – прекрасный образец зрелого музыкального стиля композитора вкупе с сюжетными страстями Достоевского, всегда интригующими европейского зрителя. И в венском «Идиоте» они воплощаются в емкий и выразительный «концентрат» – бесконечный зимний пейзаж, который мелькает не только за окнами поезда, но даже внутри него, социальный гротеск, расползающееся безумие, горящие деньги в рояле и поезд, который, как нескончаемый страшный сон, так все едет и едет по кругу.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»