Страсть и нерв События

Страсть и нерв

Оркестр «Musica viva» исполнил редко звучащие сочинения немецких романтиков

Руководитель и дирижер оркестра «Musica Viva» Александр Рудин любит составлять программы из редких сочинений. В этот раз на афише КЗЧ красовались известные всем имена: Шуберт, Вебер, Шуман. Но необычным оказался выбор опусов немецких романтиков: с некоторыми из них наш слушатель встречается совсем нечасто.

Шуберт, проживший тридцать один год и сочинивший невероятное количество произведений, известен, прежде всего песнями, сонатами, симфониями. Впрочем, его трудолюбивый гений касался всех актуальных в то время жанров – в том числе и музыки к театральным постановкам. Так, композитор создал две оперы, зингшпиль, а также музыку к пьесе «Розамунда» авторства Гельмины фон Чези. Если бы к этой пьесе не приложил руку великий Шуберт, сочинив три музыкальных антракта и хор, мы бы и не вспомнили этого творения.

Нельзя сказать, что Шуберт особо старался, готовя материал к «Розамунде». Даже увертюру, открывавшую концерт «Musica viva», композитор позаимствовал из своей оперы «Альфонсо и Эстрелла». И это логично – увертюра впечатляет красотой и оригинальностью. Рудин с большим вниманием подошел к партитуре – музыка обрела невероятную воздушность и упругость, что и ожидаешь от написанного в итальянском духе сочинения. Игра оркестрантов привлекла точностью штрихов и проработкой нюансов, а особым удовольствием было наблюдать за «диалогом» струнных и деревянных духовых.

Имя Карла Марии фон Вебера не менее значимо для становления романтизма, особенно в Германии, где он считается основоположником национальной романтической оперы. Вебер много работал и в жанрах крупной формы, сочинив немалое количество произведений для солирующих инструментов в сопровождении оркестра. На концерте прозвучало Большое попурри для виолончели с оркестром ре мажор. Слово «попурри» не должно смущать – это классический четырехчастный концерт, музыка которого отражает эстетику и музыкальную моду своего времени – эффектная, виртуозная и изысканная. Выступая в двух амплуа, Рудин проявил себя как большой музыкант: за Рудиным-дирижером увлеченно следовал оркестр, а Рудин-солист, как водится, продемонстрировал технически совершенное владение виолончелью вкупе с характерным звукоизвлечением.

Музыка Роберта Шумана завершала концерт. В качестве образцов зрелого романтизма были отобраны Увертюра к «Сценам из “Фауста” Гете» и Четвертая симфония в редко исполняемой первой редакции 1841 года. Звучание оркестра уже трудно было назвать камерным – потребовалось более плотное и мощное. Необычным выглядело решение Рудина предварить симфонию Увертюрой (симфония шла за ней без объявления), и вышло это на удивление органично. Патетику и героику первой подхватила драматичность второй, по праву считающейся одной из вершин шумановского симфонизма. Дирижер мастерски вел оркестр, который, в свою очередь, ярко и убедительно озвучивал страсть и нерв этой гениальной партитуры.