Страсть и нерв События

Страсть и нерв

Оркестр «Musica viva» исполнил редко звучащие сочинения немецких романтиков

Руководитель и дирижер оркестра «Musica Viva» Александр Рудин любит составлять программы из редких сочинений. В этот раз на афише КЗЧ красовались известные всем имена: Шуберт, Вебер, Шуман. Но необычным оказался выбор опусов немецких романтиков: с некоторыми из них наш слушатель встречается совсем нечасто.

Шуберт, проживший тридцать один год и сочинивший невероятное количество произведений, известен, прежде всего песнями, сонатами, симфониями. Впрочем, его трудолюбивый гений касался всех актуальных в то время жанров – в том числе и музыки к театральным постановкам. Так, композитор создал две оперы, зингшпиль, а также музыку к пьесе «Розамунда» авторства Гельмины фон Чези. Если бы к этой пьесе не приложил руку великий Шуберт, сочинив три музыкальных антракта и хор, мы бы и не вспомнили этого творения.

Нельзя сказать, что Шуберт особо старался, готовя материал к «Розамунде». Даже увертюру, открывавшую концерт «Musica viva», композитор позаимствовал из своей оперы «Альфонсо и Эстрелла». И это логично – увертюра впечатляет красотой и оригинальностью. Рудин с большим вниманием подошел к партитуре – музыка обрела невероятную воздушность и упругость, что и ожидаешь от написанного в итальянском духе сочинения. Игра оркестрантов привлекла точностью штрихов и проработкой нюансов, а особым удовольствием было наблюдать за «диалогом» струнных и деревянных духовых.

Имя Карла Марии фон Вебера не менее значимо для становления романтизма, особенно в Германии, где он считается основоположником национальной романтической оперы. Вебер много работал и в жанрах крупной формы, сочинив немалое количество произведений для солирующих инструментов в сопровождении оркестра. На концерте прозвучало Большое попурри для виолончели с оркестром ре мажор. Слово «попурри» не должно смущать – это классический четырехчастный концерт, музыка которого отражает эстетику и музыкальную моду своего времени – эффектная, виртуозная и изысканная. Выступая в двух амплуа, Рудин проявил себя как большой музыкант: за Рудиным-дирижером увлеченно следовал оркестр, а Рудин-солист, как водится, продемонстрировал технически совершенное владение виолончелью вкупе с характерным звукоизвлечением.

Музыка Роберта Шумана завершала концерт. В качестве образцов зрелого романтизма были отобраны Увертюра к «Сценам из “Фауста” Гете» и Четвертая симфония в редко исполняемой первой редакции 1841 года. Звучание оркестра уже трудно было назвать камерным – потребовалось более плотное и мощное. Необычным выглядело решение Рудина предварить симфонию Увертюрой (симфония шла за ней без объявления), и вышло это на удивление органично. Патетику и героику первой подхватила драматичность второй, по праву считающейся одной из вершин шумановского симфонизма. Дирижер мастерски вел оркестр, который, в свою очередь, ярко и убедительно озвучивал страсть и нерв этой гениальной партитуры.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди