Страсти и тезисы События

Страсти и тезисы

Мировая премьера, Чайковский и барокко в галерее Île Thélème

Что объединяет «Воспоминание о Флоренции» Чайковского, музыку барокко и «Балетные тезисы» – новую пьесу петербургского композитора  Глеба Лукомца? Энергия, страсть и контрасты – от безмятежности и легкого сплина к опьянению, экстатическому чувству, игре на пределе.

Коллектив im Spiegel существует с сентября 2023-го, но уже активно заявил о себе концептуальными программами и неординарным подходом к интерпретации. Очередной их концерт прошел в камерной атмосфере московской галереи Île Thélème. Выбор площадки создал приятное напряжение – светскость и салонность, с одной стороны, с другой – объединил адептов клуба академической музыки.

Взгляд на романтизм после современных опусов – удачный концептуальный ход. Можно сказать, тренд последнего года. Один из самых радикальных примеров – концерт проекта Next Monday в ДК «Рассвет». Тогда редкая музыка для рояля Павла Маркелова стала «предварительным действом» и фокусом внимания к Октету Франца Шуберта. Ядро концерта в Île Thélème – столкновение секстета Чайковского и «Балетных тезисов» Глеба Лукомца, которые были написаны специально для im Spiegel и прозвучали впервые. Связующим звеном обеих партитур стало музыкальное искусство барокко.

Один из переводов итальянского слова barocco – «вычурный». «Кринжовый», – сказали бы двадцатилетние. Существование в одной вселенной чувственности, броских контрастов, нарушение иерархий и новые правила игры – барокко, несомненно, резонирует с современностью.

Музыка Доменико Скарлатти и Георга Филиппа Телемана – своеобразный пролог концептуального высказывания im Spiegel. Соната Скарлатти в интерпретации Евгения Искоскова оказалась близка фортепианной миниатюре эпохи романтизма: мягкий звук, обильная педаль, чувственное туше. Пианист высветил диссонансы и томные задержания сонаты, но избежал духа импровизационности и фантазийности. Однако эти барочные теги стали главными в Канонической сонате №4 Телемана. Скрипачки Мария Цуварева и София Внукова органично сосуществовали в дуэте – их игра искрилась, смычки вырисовывали извилистые мелодические линии. Лишь обилие полифонии и канонов выдавало немецкий почерк автора этой партитуры.

«Балетные тезисы» Глеба Лукомца – барокко в разрезе. Схема, сквозь которую проступает страсть, чувственность, барочное жжение. Камерный ансамбль – фортепиано, струнный секстет и контрабас – задействованы и вместе, и сольно. Семь частей цикла – семь состояний. Каждое как будто сбрасывает шелуху штампов барочной музыки. Происходит тотальное обнажение – взгляд на барокко без напудренных париков и музейного пиетета. В финале звуковые лабиринты из повторяющихся барочных жестов и риторических фигур сменяет тоска и надлом. В гармониях слышатся не то барочные ритурнели, не то песни группы Radiohead.

«“Балетные тезисы” вызрели из двух вещей: наблюдение за балетными классами в консерватории, где повторение и поэтика станка – ключевое; и собственными попытками выучить программу по курсу общего фортепиано, – рассказывает Глеб Лукомец. – В один момент понимаешь, что разучивание (читать: ковыряние) сонат Скарлатти и этюдов Черни (один из “Тезисов” вообще ему посвящен) приносит больше удовольствия, чем что-либо еще. Поэтика упражнения стала осью в выборе программы концерта: Скарлатти с его яростным и бесконечным кадансированием; Телеман, выносящий в название “канонический”, то есть техническую суть; и Чайковский, избыточное ”барочное” у которого входит в трение с сонатной формой”».

«Воспоминание о Флоренции» в интерпретации музыкантов im Spiegel – гедонизм, восторг и пьянящее чувство с долей избыточности. «Это барокко, каким оно может быть в сознании романтика», – комментируют музыканты. Это грезы Петра Ильича о счастливых днях и бурных ночах, воспоминание о дорогом месте, где создавалась опера «Пиковая дама».

«Музыка Чайковского прекрасна сама по себе, – говорит Мария Магиева – основатель и художественный руководитель im Spiegel, –  но нам хотелось особенно подчеркнуть новаторские находки композитора, его дерзкий и в чем-то хулиганский порыв. “Флоренция” совершенно точно должна звучать так, будто написана буквально вчера».

Солисты im Spiegel сосредоточили внимание на тембровой краске и динамических контрастах. Скрипач Андрей Росцик и виолончелист Давид Ежов выступили лидерами музыкального процесса – ярко их диалог звучал во второй части «Воспоминания». Каждый участник демонстрировал уверенное владение инструментом и умение ансамблировать – скрипачка Мария Цуварева, виолончелист Айдер Рысалиев, альтисты Любовь Лазарева и Иоанн Бердюгин. Уверенное соло последнего открыло третью часть «Воспоминания о Флоренции» – самая русская музыка из череды намеков на итальянский колорит. Барочная строгость определила фугато в финале, а динамические контрасты и единое дыхание всех участников ансамбля обеспечили барочное жжение и нужный аффект.

«Воспоминание» Чайковского в исполнении im Spiegel – мостик к барокко, романтический накал секстета – арка к интерпретации сонаты Скарлатти. «Балетные  тезисы» – поэтика упражнения, высечение барочных аффектов из предельно простых и нарочито банальных конструкций. Композитор резюмирует: «Балет мыслит концентрированными сценами, барокко – тем же; балет мыслит тоникой и доминантой, барокко – тем же; балет не стесняется повторов, более того – любит и греет их, барокко – тоже. На стыке этого общего и написан цикл».

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории