Страсти по Италии События

Страсти по Италии

Зал «Зарядье» открыл сезон выступлением оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса

После триумфального выступления на Зальцбургском фестивале и презентации нового европейского проекта – оркестра Utopia – Теодор Курентзис вернулся на свою вторую родину. Программа для открытия сезона в «Зарядье», где в этот раз артист выступал по приглашению руководства (то есть не на арендных условиях с собственным продюсером, как было раньше), выбрана знаковая. Три романтические одночастные партитуры Петра Ильича Чайковского без всяких примесей современного авангарда – подарок для публики, впрочем, готовой воспринимать любую музыку из рук своего кумира.

Отметив 50-летие, Теодор сменил имидж рокера на вполне респектабельного маэстро, выйдя в стильно сшитом деловом костюме. Ощущение нового возраста, следующего витка жизни? Время покажет. А пока он подарил три роскошных исполнения – в своей манере с преувеличенными контрастами, с лихорадочными престо и «зависающими» медленными темпами. Но в данном случае его субъективные ощущения и перебои пульса удачно совпали с эмоциональной сутью музыки Чайковского.

Выбор увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», симфонической поэмы «Франческа да Римини» и «Итальянского каприччио» был оправдан в буклете общностью корней сюжетов, связанных с Италией – колыбелью европейской культуры. На самом деле лишь последнее сочинение действительно рисует нам прекрасные ландшафты и пеструю карнавальную толпу, распевающую шарманочные мелодии. Первые два лишены каких-либо особых привязок к географии: это метания человеческого духа, то погруженного в пучину исступленной страсти, раздираемого демонами, то пытающегося удержать ускользающую красоту. Именно лирические эпизоды стали центрами в этих произведениях, именно тут сосредоточились главные музыкальные откровения. После «Франчески» Теодор Курентзис вызвал на поклон на авансцену кларнетиста Сергея Елецкого, который сыграл свое соло с такой щемящей трепетностью и завораживающими нюансами, что стал одним из героев вечера. Кстати, вспомнилось, как его не пропустили в финал последнего Конкурса имени Чайковского: и если он не убедил тогда жюри, то какого же совершенства искали судьи? Представить более одухотворенного музыканта просто сложно.

Вообще говоря, почти все оркестранты musicAeterna – концертирующие солисты, и в этом оркестре они получают уникальную возможность проявлять свою индивидуальность, поскольку Курентзис исключает игру «крупным помолом». В «Ромео и Джульетте» он смаковал каждую ноту и паузу, добивался  в теме любви неземной воздушности у струнных, мягкой приглушенности у валторн и, главное, внутреннего рубато, делающего повествование живым и эмоционально спонтанным. Прекрасно проявила себя в этой программе вся духовая группа, для которой Петр Ильич приготовил немало испытаний. Хоралы деревянных в «Ромео и Джульетте», знаменитые фанфары в «Итальянском каприччио», напомнившие мощью вагнеровский оркестр – все прозвучало перфектно. В компенсацию на бис Курентзис сыграл Элегию из «Струнной серенады» Чайковского. Композитор написал ее в Каменке, гостя у сестры, но спустя десять лет вспомнил эту тему, будучи во Флоренции – сочиняя «Пиковую даму». Так в этот вечер замкнулся круг итальянских ассоциаций.

Наше расставание будет недолгим – уже в конце сентября musicAeterna вернется в столицу, чтобы сыграть программу из произведений Шостаковича. Теодор Курентзис продирижирует его Четырнадцатой симфонией, а артисты оркестра покажут себя также в камерном репертуаре.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»