Московская филармония завершает абонемент «Бах. Гендель», в программах которого звучат оратория «Радостный, Задумчивый и Умеренный» Генделя и грандиозные пассионы Баха – «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею». Кульминацией цикла станет концерт 24 апреля в Зале Чайковского: прозвучат «Страсти по Матфею» в исполнении солистов, ансамбля Questa Musica и Хора мальчиков хорового училища имени А. В. Свешникова под управлением Филиппа Чижевского. К ним присоединятся солисты Елене Гвритишвили, Лилия Гайсина, Андрей Немзер, Михаил Нор, Сергей Годин, Игорь Подоплелов, Демьян Онуфрак и Илья Татаков.
«Страсти по Матфею» – повествование о Страстях Христовых, изложенное согласно Евангелию от Матфея, – были написаны Бахом для исполнения в Страстную пятницу 11 апреля 1727 года в лейпцигской церкви св. Фомы, где он служил в качестве органиста и кантора. При жизни Баха «Страсти» звучали трижды, затем оказались забыты почти на столетие; в 1829 году они с успехом были исполнены в Берлине под управлением Феликса Мендельсона – и исполняются во всем мире по сей день.
«Все гениальное просто. Эта известная истина в полной мере применима и к одному из главных шедевров музыкального искусства, оратории Иоганна Себастьяна Баха “Страсти по Матфею”, – размышляет музыковед Роман Насонов, автор книги «Музыка: Диалог с Богом. От архаики до электроники». – Глубокие духовные смыслы произведения рождены тысячелетней религиозной традицией. Заслуга композитора и его верного слуги, либреттиста Кристиана Фридриха Хенрици (Пикандера), состоит в умении выразить их сквозь призму простых и трогающих архетипических сюжетов».