Страсти по Верди События

Страсти по Верди

В Петербурге завершился фестиваль «Площадь искусств» 

В этом году фестиваль посвящен особой дате – 140-летию с момента основания Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Конечно, в 1882 году молодой коллектив носил совсем другое имя, имел статус Придворного оркестра, но на протяжении всей истории его отличали интерес к новой музыке, за его пультом стояли самые великие маэстро своего времени.

По понятным причинам в нынешней афише нет имен европейских артистов, но зато петербуржцы имели возможность послушать наших звезд: в Большом зале филармонии выступили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, камерные оркестры «Солисты Москвы» с Юрием Башметом и Musica Viva с Александром Рудиным. Свои программы представили хозяева – Заслуженный коллектив России, его Молодежный камерный оркестр и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. На закрытие фестиваля пригласили народную артистку России и Абхазии Хиблу Герзмава. В Санкт-Петербургской филармонии она частая гостья, но вот именно с Заслуженным коллективом России выступала впервые, так что, общаясь с прессой, примадонна не скрывала своего волнения.

Говорят, что легендарный оркестр после концертов с новыми для себя артистами проводит голосование – кидает бюллетени с оценками. Судя по тому, как оркестранты горячо поздравляли певицу за кулисами и активно фотографировались, творческий тандем сложился. Важным слагаемым успеха стало участие дирижера Феликса Коробова, который в ЗКР уже свой. В этом сезоне он выступает с филармоническим оркестром чуть ли не каждый месяц, и можно сказать, что здесь он обрел для себя идеальный инструмент. Манеру Феликса Коробова хочется назвать бескомпромиссной: в его воображении существует идеальное звучание музыки, которое он хочет услышать в оркестре. Он любит сверхтемпы – либо предельно быстрые, взрывные, требующие не только двигательной подвижности, но и точнейшей артикуляции внутри фраз; либо очень медленные, где опять-таки надо без суеты наполнять смыслом каждую ноту. Не каждому коллективу удается полностью соответствовать заданному стандарту, но для ЗКР эти планки оказались достижимыми: струнные демонстрировали впечатляющую виртуозность и слаженность, духовые – мягкость кантилены и чистоту интонации. Собственно, эти качества – неотъемлемый атрибут оркестра высшей лиги, где ЗКР занимает высшие строчки.

Программа была посвящена итальянской опере. Для Феликса Коробова, главного дирижера МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, – это родная стихия, учитывая, что он «собирает» свою коллекцию опер Верди, планируя когда-нибудь продирижировать все двадцать шесть. И это не просто желание выйти на рекорд Гиннесса, а действительно любовь и погружение в стиль Верди: Коробов, как дирижер Ла Скала, имеет бесценную возможность изучения вердиевских традиций на родине композитора и общения с итальянскими оркестрами как с носителями языка. В его репертуаре немало опер и других великих итальянцев – Беллини, Доницетти, Пуччини. И при составлении программы он умело чередовал оркестровые хиты с раритетами. К первым относятся вердиевские увертюры к «Набукко» и «Силе судьбы», ко вторым – его же Прелюдия к «Корсару» и Антракт из ранней оперы Пуччини «Виллисы». Они не стали проходными номерами, оттеняющими выходы солистки, а прозвучали как полноценные, весомые высказывания мастера, знающего цену сильным эмоциям и большому чувству.

Хибла Герзмава представила столь же впечатляющую портретную галерею героинь итальянской сцены: Эльвира из «Эрнани», Елизавета из «Дон Карлоса», Леонора из «Трубадура» и ее же тезка из «Силы судьбы» Верди, Адриана из «Адрианы Лекуврер» Чилеа, Тоска из одноименной оперы Пуччини. В программке были заботливо опубликованы русские переводы текстов арий, и можно было следить не только за содержанием, но и как тонко, со вниманием к каждому нюансу певица интерпретировала авторский замысел. Здесь технология уходила на второй план, уступая место вдохновенному творчеству. Хотя формат концерта не предполагает специальной актерской игры, но Хибла Герзмава – человек театра, она удачно подчеркивала некоторые эпизоды жестом, поворотом к первой скрипке или виолончели, когда те солировали, ведя с ними выразительный диалог. Посреди страстных монологов, обращений к Творцу, признаний в неземной любви, проклятий и оплакиваний не затерялась изящная ароматная миниатюра «Клорис» французского композитора Рейнальдо Ана. В камерном жанре Хибла столь же хороша, что и в опере, не говоря уже об оперетте. Спетый на бис под громовые овации «Букет цветов из Ниццы» стал «вишенкой на торте», завершившей фестиваль. Концерт, состоявшийся в день католического рождества, воспринимался многими как праздничный. И наше ожидание встречи с чудом было оправдано многократно.

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale