Если Рихард Штраус перед берлинской премьерой своей Альпийской симфонии сказал, что «возымел желание хоть один раз сочинять музыку так же естественно, как корова дает молоко», то Владимир Юровский смог снять с этого молока самые свежие сливки, предложив в новом альбоме стройную, необычайно продуманную интерпретацию этого во многом проблемного произведения. Эту запись приходится сравнивать с той, что была сделана в 2016 году вместе с Лондонским филармоническим оркестром: снова маэстро удается сочетать визуальность партитуры с ее интеллектуальным содержанием, однако особая плотность штраусовского музыкального языка в настоящей работе генерируется в ином масштабе.
Как известно, в своем последнем крупном симфоническом сочинении, которое создавалось в необычайных творческих муках, Штраус задавался целью объединить изобразительно-психологическую сторону музыки с классической простотой ее выражения. Получившееся в результате описание путешествия по альпийским просторам изобилует красочными картинами и сценами, заполняющими все музыкальное пространство, и собственно рефлексивно-симфонического в ней оказывается как будто мало. Также напомним, что изначально симфония имела в своем заголовке отсылку к «Антихристу» Фридриха Ницше, что позволяет говорить о ее альтернативной программности и понимать как ответ композитора на идеи философа о вечном возвращении и обретении бытия (эта цикличность определена в названии частей).
Разгадать эту партитуру Юровскому помогает экологическая направленность его творчества. Не секрет, как много в жизни маэстро завязано на идее взаимодействия с природой и желании сохранения ее первозданных красот. Обращаясь именно к внешнему, описательному в этой партитуре, Юровскому удается постичь концептуальную двухслойность этой музыки: за каждым поворотом на горной дороге нам открывается таинственное единение всего сущего, сконцентрированного в конкретном моменте – будь то волшебные превращения в «Призраке», пугающая красота «На леднике» или взрывная энергия самой театральной части «Гроза и буря», – и эта адресность в исполнении Симфонического оркестра Берлинского радио обретается почти что с оптическим прицелом.
Аналитическая простота, с которой дирижер обращается к этой работе, обнаруживается и на обложке диска, оформленной столь минималистично. Так же и запись – она не давит тяжестью горного массива, а вдохновляет напором своего звучания, детальной проработанностью каждого эпизода. В каком-то смысле Юровский расширяет формат окна комфортабельного поезда с видом на горный пейзаж до откровения философско-музыкального травелога, программность которого выходит далеко за географические координаты: эту симфонию можно слушать без пояснений композитора или отсылок к Ницше – в этом особая ценность этого диска, в котором снова побеждает только музыка.