Strauss: Eine Alpensinfonie <br>Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin Vladimir Jurowski <br>Pentatone Релизы

Strauss: Eine Alpensinfonie
Rundfunk-Sinfonieorchester Berlin Vladimir Jurowski
Pentatone

Если Рихард Штраус перед берлинской премьерой своей Альпийской симфонии сказал, что «возымел желание хоть один раз сочинять музыку так же естественно, как корова дает молоко», то Владимир Юровский смог снять с этого молока самые свежие сливки, предложив в новом альбоме стройную, необычайно продуманную интерпретацию этого во многом проблемного произведения. Эту запись приходится сравнивать с той, что была сделана в 2016 году вместе с Лондонским филармоническим оркестром: снова маэстро удается сочетать визуальность партитуры с ее интеллектуальным содержанием, однако особая плотность штраусовского музыкального языка в настоящей работе генерируется в ином масштабе.

Как известно, в своем последнем крупном симфоническом сочинении, которое создавалось в необычайных творческих муках, Штраус задавался целью объединить изобразительно-психологическую сторону музыки с классической простотой ее выражения. Получившееся в результате описание путешествия по альпийским просторам изобилует красочными картинами и сценами, заполняющими все музыкальное пространство, и собственно рефлексивно-симфонического в ней оказывается как будто мало. Также напомним, что изначально симфония имела в своем заголовке отсылку к «Антихристу» Фридриха Ницше, что позволяет говорить о ее альтернативной программности и понимать как ответ композитора на идеи философа о вечном возвращении и обретении бытия (эта цикличность определена в названии частей).

Разгадать эту партитуру Юровскому помогает экологическая направленность его творчества. Не секрет, как много в жизни маэстро завязано на идее взаимодействия с природой и желании сохранения ее первозданных красот. Обращаясь именно к внешнему, описательному в этой партитуре, Юровскому удается постичь концептуальную двухслойность этой музыки: за каждым поворотом на горной дороге нам открывается таинственное единение всего сущего, сконцентрированного в конкретном моменте – будь то волшебные превращения в «Призраке», пугающая красота «На леднике» или взрывная энергия самой театральной части «Гроза и буря», – и эта адресность в исполнении Симфонического оркестра Берлинского радио обретается почти что с оптическим прицелом.

Аналитическая простота, с которой дирижер обращается к этой работе, обнаруживается и на обложке диска, оформленной столь минималистично. Так же и запись – она не давит тяжестью горного массива, а вдохновляет напором своего звучания, детальной проработанностью каждого эпизода. В каком-то смысле Юровский расширяет формат окна комфортабельного поезда с видом на горный пейзаж до откровения философско-музыкального травелога, программность которого выходит далеко за географические координаты: эту симфонию можно слушать без пояснений композитора или отсылок к Ницше – в этом особая ценность этого диска, в котором снова побеждает только музыка.