Стравинский. «Игра в карты» <br> Бернстайн: Симфония №2 «Век тревог» <br> Академический симфонический оркестр Новосибирской Филармонии, Арнольд Кац <br> Мелодия Релизы

Стравинский. «Игра в карты»
Бернстайн: Симфония №2 «Век тревог»
Академический симфонический оркестр Новосибирской Филармонии, Арнольд Кац
Мелодия

Столп музыкальной Сибири – Арнольд Кац (1924–2007) заслуживает такой оценки, как никто другой, за мужественность, волю, острый интеллект и почти армейскую выправку за пультом. Не зря же до учебы у Ильи Мусина он получил диплом военного дирижера и затем полвека, с 1956 года до последних дней жизни, держал на высоте созданный им оркестр Новосибирской филармонии.

К столетию со дня рождения маэстро «Фирма Мелодия» выпустит записи разных лет. Чем они привлекательны сегодня? Ведь Кац представляет собою тип художника, который по нынешним меркам может показаться «анахронизмом». Абсолютный хозяин коллектива, способный решать нетворческие вопросы, но в творчестве – не идти на компромисс. Верный мысли, что оркестр – инструмент дирижера и полный решимости тратить годы на совершенствование технологии, как скрипач – тщательно работать над штрихами, искать звук и стиль игры струнной группы. Дирижер-педагог и самовластный, порою весьма жесткий лидер.

Решение «Мелодии» обогатить наш стремительно меняющийся цифровой мир твердой художественной позицией Арнольда Михайловича – шаг поистине смелый и культурно значимый. Для начала выбран оригинальный альбом. Нельзя забывать, что сочинения ХХ века – важная часть репертуарной стратегии Новосибирского оркестра, где всегда относились к новой музыке с трепетом. И монтаж Стравинский/Бернстайн это блестяще выражает.

«Игра в карты» – игра в собственно музыкальном смысле: в неистощимые вариации ритма и очаровательные неоклассические аллюзии. И если сперва вслушаться в запись автора, то становится ясна мысль первого постановщика балета Джорджа Баланчина об итальянском духе комедии дель арте, проникшем в эти «концертные танцы». Сам Стравинский за дирижерским пультом расцвечивает партитуру скупыми тембровыми красками, будто меняет намалеванные на холсте декорации площадного театра. Интерпретация Каца, напротив, отличается изысканным колоритом, в особенности звучанием духовых инструментов. Прекрасно выстроенный ансамбль, аккуратные аккорды меди и филигранные соло у дерева придают музыке теплоту и шарм. Способствуют этому также уравновешенные, чуть церемонные темпы и богатая полутонами динамика. При этом ритмический каркас, внутритактовые акценты, кульминационные tutti – все средства авторской драматургии занимают место «на авансцене».

«Век тревог» тоже своего рода хореографические картины. Композитор посвятил симфонию своему любимому наставнику в Тэнглвуде Сергею Кусевицкому, и не будет вольностью утверждать, что между Сергеем Александровичем и Арнольдом Михайловичем немало общего – в их особенном таланте созидать оркестры и даже близком по экспрессии мануальном облике, императивном и подчас технически парадоксальном. Запись «Века тревог» новосибирцами, в активе у которых фестиваль музыки Бернстайна, раскрывает оркестр с новой стороны. Звуковой простор струнных поддерживает партию рояля (солист – Валерий Камышов), показывая пример партнерства в аккомпанементе. Выразительно ясная интерпретация позволяет расслышать произведение, оригинальные находки в сфере мелодики, оркестровки, врезки «благородного джаза». Сам по себе это отличный опыт.

Альбом записан в 1983 году. Но комплекс качеств, воспитанный Арнольдом Кацем, помогал музыкантам сохранять лицо в разные времена. Уж если они с честью преодолели «десятилетие тревог» 1990-х, то вызовы современности им по плечу, а бесценные архивы «Мелодии» актуальны!