Стравинский объединяет поколения События

Стравинский объединяет поколения

В сборнике, посвященном актуальному классику, есть место истории и манифесту

Презентация новинки издательства «Композитор» – сборника «Стравинский жив!» – свела в Гостиной Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко многих, кто причастен либо к изучению творчества композитора, либо к внедрению его музыки на отечественную сцену, либо к нему самому.

Среди первых в Гостиной присутствовали и выступали Светлана Савенко –  давний исследователь творчества Стравинского, Татьяна Баранова-Монигетти, приехавшая из Цюриха, где находятся ныне ее дом, а также фонд Пауля Захера, содержащий весь американский архив композитора, ну и, конечно, Евгения Кривицкая, которая пару лет назад и организовала в Государственном институте искусствознания ту конференцию, материалы которой теперь легли в основу составленного ею сборника.

Среди вторых в кругу гостей театра были пианист Алексей Любимов, когда-то впервые исполнивший множество вещей Стравинского в еще большем множестве городов Советского Союза и даже записавший мировую премьеру – ранний романс «Туча» на стихи Пушкина, и режиссер Григорий Спектор, бывший ассистентом Бориса Покровского на первой отечественной постановке оперы «Похождения повесы». Оба они видели Стравинского лично: Любимов – выглядывая из-за плеча Марии Юдиной в аэропорту «Шереметьево» во время исторического визита И.Ф.Стравинского в СССР в 1962 году, Спектор – стоя близ Покровского, тогда еще и близко не мечтавшего осуществить названную премьеру.

Среди третьих были представители рода; младшая из них – прапраправнучка знаменитого баса Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского по линии его сына, старшего брата Игоря Федоровича архитектора Юрия Федоровича Стравинского. Искусствовед и куратор Анастасия Козаченко-Стравинская теперь ведет генеалогию и держит фонд, где собирает документы и вещи, оставшиеся от всех членов российской ветви, – об этом можно прочесть в двух ее статьях, открывающих и закрывающих сборник «Стравинский жив!»

Всего в сборнике пятнадцать статей, написанных музыковедами разных поколений, в том числе молодыми, такими как Ярослав Тимофеев или Кристина Агаронян. Почти в каждой из статей Стравинский сопоставляется с каким-либо другим великим человеком, будь то Римский-Корсаков, Пастернак, Рерих, Дебюсси или Бриттен. Почти всегда в свете сравнений выигрывает Стравинский – как художник, мыслящий более дерзко, западнически и обгоняя время. Исключением является манифестальная статья петербургского композитора и музыковеда Настасьи Хрущёвой, где сравниваются Стравинский и Эрик Сати. Выказывая все возможное почтение к Стравинскому, Хрущёва деликатно, но настойчиво выводит на передовые позиции именно Сати с его декларацией творческого несовершенства, выхода за пределы композиторского творчества и мышлением вне категорий профессионально организованного музыкального текста.

Появление сборника «Стравинский жив!» приятно совпало по времени с другим серьезным событием, готовящимся в эти дни в Московском музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, – премьерой оперы «Похождения повесы».

«Стравинский жив!» Сборник статей / Ред.-сост. Е.Д.Кривицкая. М.: Композитор, 2019

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории