Презентация новинки издательства «Композитор» – сборника «Стравинский жив!» – свела в Гостиной Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко многих, кто причастен либо к изучению творчества композитора, либо к внедрению его музыки на отечественную сцену, либо к нему самому.
Среди первых в Гостиной присутствовали и выступали Светлана Савенко – давний исследователь творчества Стравинского, Татьяна Баранова-Монигетти, приехавшая из Цюриха, где находятся ныне ее дом, а также фонд Пауля Захера, содержащий весь американский архив композитора, ну и, конечно, Евгения Кривицкая, которая пару лет назад и организовала в Государственном институте искусствознания ту конференцию, материалы которой теперь легли в основу составленного ею сборника.
Среди вторых в кругу гостей театра были пианист Алексей Любимов, когда-то впервые исполнивший множество вещей Стравинского в еще большем множестве городов Советского Союза и даже записавший мировую премьеру – ранний романс «Туча» на стихи Пушкина, и режиссер Григорий Спектор, бывший ассистентом Бориса Покровского на первой отечественной постановке оперы «Похождения повесы». Оба они видели Стравинского лично: Любимов – выглядывая из-за плеча Марии Юдиной в аэропорту «Шереметьево» во время исторического визита И.Ф.Стравинского в СССР в 1962 году, Спектор – стоя близ Покровского, тогда еще и близко не мечтавшего осуществить названную премьеру.
Среди третьих были представители рода; младшая из них – прапраправнучка знаменитого баса Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского по линии его сына, старшего брата Игоря Федоровича архитектора Юрия Федоровича Стравинского. Искусствовед и куратор Анастасия Козаченко-Стравинская теперь ведет генеалогию и держит фонд, где собирает документы и вещи, оставшиеся от всех членов российской ветви, – об этом можно прочесть в двух ее статьях, открывающих и закрывающих сборник «Стравинский жив!»
Всего в сборнике пятнадцать статей, написанных музыковедами разных поколений, в том числе молодыми, такими как Ярослав Тимофеев или Кристина Агаронян. Почти в каждой из статей Стравинский сопоставляется с каким-либо другим великим человеком, будь то Римский-Корсаков, Пастернак, Рерих, Дебюсси или Бриттен. Почти всегда в свете сравнений выигрывает Стравинский – как художник, мыслящий более дерзко, западнически и обгоняя время. Исключением является манифестальная статья петербургского композитора и музыковеда Настасьи Хрущёвой, где сравниваются Стравинский и Эрик Сати. Выказывая все возможное почтение к Стравинскому, Хрущёва деликатно, но настойчиво выводит на передовые позиции именно Сати с его декларацией творческого несовершенства, выхода за пределы композиторского творчества и мышлением вне категорий профессионально организованного музыкального текста.
Появление сборника «Стравинский жив!» приятно совпало по времени с другим серьезным событием, готовящимся в эти дни в Московском музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, – премьерой оперы «Похождения повесы».
«Стравинский жив!» Сборник статей / Ред.-сост. Е.Д.Кривицкая. М.: Композитор, 2019