Фирма «Мелодия» выпустила раритетные записи к 140-летию Игоря Стравинского Релизы

Фирма «Мелодия» выпустила раритетные записи к 140-летию Игоря Стравинского

Игорь Стравинский
«Петрушка»

Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии
Юрий Темирканов

Игорь Стравинский
«История солдата», Септет, «Прибаутки», Рэгтайм
Галина Калинина 
Ансамбль солистов Большого театра
Александр Лазарев

К 140-летию Игоря Стравинского фирма «Мелодия» выпустила настоящие раритеты – ранее не издававшуюся концертную запись музыки к балету «Петрушка» в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Юрия Темирканова, а также запись камерных сочинений юбиляра в цифровом формате, представленных Ансамблем солистов Большого театра СССР и Александром Лазаревым. Первый релиз – ремастеринг фонограммы с «живого» выступления легендарного ЗКР в Большом зале Московской консерватории в 1973 году (через два года на виниле была выпущена студийная запись музыки к балету). Второй подарок от «Мелодии» – ремастеринг студийной записи 1980 года, открывающей серию камерных сочинений Стравинского, которые маэстро Лазарев фиксировал несколько лет подряд. Оба релиза уже доступны на цифровых платформах, а это значит, что каждый сможет погрузиться в путешествие по звуковому миру «человека тысячи одного стиля».

Юрий Темирканов начинает свой незримый спектакль об игрушечном плясуне в умеренном спокойном темпе – конечно, сегодня такое вступление к «Петрушке» воспринимается как анахронизм (мы же знаем, как умеют закружить наши маэстро с первых тактов этой партитуры!). Впрочем, это будто бы эпическое сказочное повествование позволяет буквально рассмотреть все тонкости и нюансы оркестровки. Слушать, а затем визуализировать ярмарочные образы, мастерски придуманные Стравинским, в интерпретации Симфонического оркестра Ленинградской филармонии – истинное удовольствие. Стройность и выверенность тембров, стилистическое попадание, раскрывающее выдуманную драму персонажа commedia dell’arte, ритмическая и фактурная детализация образов – будь то изящная хрупкая Балерина, неповоротливый ленивый Арап и, наконец, юркий угловатый Петрушка, – эти и другие достоинства трактовки трудно переоценить. Фонограмма концерта, прошедшего в рамках гастролей маэстро Темирканова в Москве почти полвека назад, звучит поистине современно и свежо, с бунтарским авангардным духом Стравинского, предлагая вновь открыть для себя эту музыку.

Другой релиз от «Мелодии» не менее интересен и любопытен. Студийная запись таких опусов Стравинского, как «Прибаутки», «История солдата», «Рэгтайм» и Септет для кларнета, валторны, фагота, фортепиано, скрипки, альта и виолончели, своего рода показывает ретроспективу камерной музыки композитора – пространство для поисков того самого «тысяча одного стиля» и экспериментов от джаза до додекафонии. Немаловажно, что все эти сочинения написаны уже не для полноценного симфонического оркестра, а для ансамбля солистов (воплощая и отчасти предвосхищая идею Шёнберга). Ансамбль солистов Большого театра СССР на этой записи напоминает эдакий советский Intercontemporain – превосходно выстраивает диалоги-переклички инструментов, линеарность звучания, показывая, что здесь уже каждый сам за себя. В «Прибаутках» музыканты строго-аккуратно дополняют вокальную речитацию-скороговорку (солистка – сопрано Галина Калинина), в «Истории солдата» – буквально наглядно разыгрывают театральную сценку (сегодня мы бы назвали это инструментальным театром), в «Рэгтайме» – подчеркивают специфику джазового стиля, а в Септете, созданном под влиянием нововенцев, подопечные Лазарева демонстрируют невероятную слаженность и четкость, бесстрашно преодолевая технические и ритмические сложности. Впрочем, на этом пристальное знакомство с камерной музыкой Стравинского не заканчивается: в течение юбилейного года «Мелодия» обещает подготовить релизы с камерно-инструментальной музыкой композитора из своих архивов, а это значит, что еще не один исторический звуковой пробел будет, наконец, заполнен.