Стравинский во сне Нижинского События

Стравинский во сне Нижинского

В Детском музыкальном театре имени Н. Сац прошла очередная балетная премьера

Следуя моде на короткие балеты разных хореографов, которую пару лет назад ввел Лоран Илер в МАМТ, в качестве второй танцевальной премьеры сезона в Театре имени Н. Сац показали не многоактный сюжетный спектакль по романам русских классиков и не вечер балетов одного автора, а два балета из репертуара «Русских сезонов» Сергея Дягилева в постановке Кирилла Симонова и приглашенного из Германии именитого Патрика де Бана. По словам музыкального руководителя постановки Алевтины Иоффе, новые балеты – ​«Шут» Сергея Прокофьева и «Свадебку» Игоря Стравинского объединяют русские фольклорные мотивы, русские песни и сказки.

В отличие от «Свадебки», которая имела счастливую сценическую историю, начиная с первой постановки Брониславы Нижинской в Париже в 1923 году, «Шуту» с самого начала не очень повезло. Написанная партитура пролежала несколько лет в ожидании подходящего момента для постановки, а когда момент настал, в труппе уже не работал лучший хореограф Русского балета Леонид Мясин. Сложной ситуацией воспользовался художник Михаил Ларионов – он давно мечтал начать не только ставить спектакли, но и продюсировать. Дягилев доверил ему выпуск «Шута», премьера состоялась в 1921 году. Ларионов не справился с хореографией, но его костюмы и декорации к спектаклю вошли в историю – часть их сохранилась и не раз экспонировалась в Третьяковской галерее.

Хореографа из Ларионова не получилось не потому, что на музыку Прокофьева было сложно ставить, а из-за отсутствия у художника балетмейстерского таланта. Впрочем, соединение музыки с подробным либретто по мотивам пермских сказок из собрания Афанасьева, не было удачным для сценического воплощения. Уже в 1922 году Прокофьев сделал из музыки к балету симфоническую сюиту, которая впоследствии часто исполнялась в концертах. Балет «Шут» был фактически забыт. В премьерной программке еще упоминается некая постановка Михаила Дысковского 1928 года в Украинском театре оперы и балета – спектакль шел под названием «Блазень».

«Шут» вернулся на сцену уже в XXI веке – и снова не триумфально. Любопытную работу показал в 2011 году Алексей Мирошниченко в Перми, ему удалось справиться с избыточной дансантностью музыки, минимизировать пантомиму. Художники пермского спектакля попробовали реконструировать оформление 1921 года, но в целом шедевра не получилось. В 2019 Кирилл Симонов взялся за «Шута» скорее ради того, чтобы зрители Театра имени Н. Сац получили доступ к великолепной музыке Прокофьева, которая могла составить и составила хорошую компанию «Свадебке» Стравинского. Хореограф не обещал поставить сюжетный балет, хотя некоторые сцены его спектакля можно было сопоставить с путаным либретто. Речь в нем идет об одном хитром Шуте, который обманывает семерых других шутов, заставив их поверить, что с помощью чудесной плетки можно оживлять убитых, и коллеги-шуты поубивали своих шутих, купили у обманщика плетку за 300 рублей, но жены не ожили. Скрываясь от обозленных вдовцов, Шут переоделся в женщину и стал женой одного богатого купца, а потом, чтобы избежать разоблачения, подложил купцу Козлуху. Вернув себе облик Шута, стребовал с купца 300 рублей за исчезнувшую сестру.

Вместе с Симоновым работали художники Екатерина Злая и Александр Барменков, они же оформляли мировую премьеру балета Владимира Кобекина «Вешние воды» в прошлом году в Саратове. По замыслу хореографа новый балет похож на комикс, компьютерную бродилку и модное дефиле D&G и Versace, которые использовали русские фольклорные мотивы в своих коллекциях. В итоге шутихи танцевали сначала в черных ажурных чулках с мотивами посуды «гжель», а потом сменили их на более задорные костюмчики (трико и жакеты) под «хохлому» и «жостово». Их партнеры тоже щеголяли в колготках «гжель». В качестве декорации использовались раздвижные панели и необычный стеклянный пол. Танцы большим разнообразием не отличались, но балерины театра смогли блеснуть своей хорошей формой и блестящей пальцевой техникой. Из солистов выделялись Марина и Павел Окуневы, исполнившие Шута и его жену.

Сцена из спектакля «Свадебка». Екатерина Зайцева – Невеста

Патрик де Бана, который впервые работает в Театре Сац, поставил очень самобытную «Весну священную» в Новосибирском театре в сотрудничестве с Айнарсом Рубикисом в 2013 году, когда весь музыкальный мир отмечал столетие этой великой партитуры. У него получилась страшноватая притча о нетерпимости толпы по отношению к «другому», непонятному, опасному и вследствие непонятности подлежащему уничтожению. Де Бана любит упомянуть о своем африканском происхождении, о памяти предков, о тайной силе, которая постоянно подбрасывает ему сюжеты для спектаклей. Хотя, по словам хореографа, он никогда в итоге не следует этому внутреннему голосу и не переносит на сцену никакие африканские истории. Готовясь к премьере «Свадебки», Патрик изучил свадебные обряды разных народов и пришел к выводу, что все они строятся по единому алгоритму, воспроизводить который он не захотел. В итоге он поставил «Свадебку» об иллюзорной трагической свадьбе, которая снилась запертому в доме для душевнобольных Вацлаву Нижинскому. На сцене были убраны кулисы, как бы обнажена вся театральная изнанка. По краям у самого задника в тесноте устроились две золотые колонны – импровизированный вход в какой-то императорский дворец или буддийский храм. Массивность и роскошь колонн должна была символизировать далекое прошлое артиста, которое вторгается в его воспоминания без всякого спроса. Это воспоминание о Петербурге и императорском балете.

Начинается спектакль с того, как на авансцене сидит одетый в парадный костюм мужчина и под звуки томительно грустной и отчасти трансовой монотонной мелодии пытается отогнать нахлынувшее на него видение. В качестве увертюры к «Свадебке» Стравинского Де Бана использует культовую песню Дины Вашингтон «Эта жестокая земля» в обработке Макса Рихтера, который наложил новую музыку на вокал певицы для саундтрека к фильму Мартина Скорсезе «Остров проклятых», назвав композицию «О природе дневного света». В песне Вашингтон есть такие слова: «Что если моя жизнь – это пепел,/ Который скрывает красоту роз… Сегодня ты молод,/ Завтра слишком стар, /Но пока голос внутри меня кричит,/ Я уверена, что кто-то сможет ответить на мой зов…» Нижинскому из «Свадебки»» не удается избавиться от навязчивого кошмара, его обступают пары танцовщиков, и хор с солистами, которые быстро заняли позиции у пюпитров на сцене в крайнем правом углу.

Де Бана стремился сделать танцы жениха и невесты и гостей максимально однообразными, невыразительными, главное в этих танцах – точность при повторении комбинаций. Напомню, что хореограф никогда не стремился к изобретению собственного хореографического языка, он комбинирует классические позиции и движения contemporary dance, включая контактную импровизацию. Последняя в «Свадебке» не пригодилась, как и классический танец. Труппа Театра имени Н. Сац в большей степени состоит из классических танцовщиков, опыта работы с зарубежными хореографами, работающими на территории современного танца, у артистов мало, но желания осваивать новое достаточно. Их радость и интерес к новой работе были неподдельными. Де Бана придумал много сценок, где невеста балансирует между небом и землей, пытается устремиться к какому-то выдуманному небесному жениху, но подхватывает ее реальный, живой из плоти и крови партнер. Нижинский периодически вливался в этот чужой праздник жизни, волнующий обряд и чувственный опыт, он участвовал в общей пляске с завернутыми внутрь стопами, «по рецепту», который он сам в 1913 году предложил миру, бессознательно закладывая основы modern dance. Но танцевать этот самый танец, который он открыл, ему не суждено. Видение свадьбы истаивает в темноте, снова он один заперт в комнате, а позади нависают грозные золотые колонны.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди