Строже, чем Веберн События

Строже, чем Веберн

Издательская премьера «Музыкальной академии» и фирмы «Мелодия»

В научном журнале «Советская музыка» всегда печатались ноты: тут – ода вождю, здесь – утонченный романс на пушкинские стихи. По превращении журнала в «Музыкальную академию» ноты стали помещать в приложение – какие-нибудь хоры современных композиторов или их же музыка для органа. Новый главный редактор журнала Ярослав Тимофеев решил сопровождать номера журнала издательскими премьерами – печатать произведения выдающихся композиторов, ранее никогда не публиковавшиеся. Более того – включать их издание в комплексный обед. Тут все блюда – главные: и сами ноты, и аналитическая статья музыковеда о представляемом произведении. И взятое специально для свежего выпуска интервью с героем – прославленным композитором. И, наконец, прилагающийся компакт-диск, на котором изданный опус записан в живом исполнении – а это уже результат партнерского сотрудничества журнала «Музыкальная академия» с фирмой «Мелодия».

Трудно сказать, сколь легко будет выдерживать высокое качество задуманного набора из номера в номер. Но первый опыт, размещенный в «Музыкальной академии» № 4 за 2019 год, стал безусловной удачей. Впервые в мире издано и записано сочинение живого классика Владимира Мартынова.

В Сонате для скрипки и фортепиано, созданной в 1973 году, Мартынов подытожил свои опыты в области додекафонии. Кто тогда из советских композиторов ею не увлекался – даже маститый Кара Караев, даже отчасти Шостакович – не говоря уже о Денисове. Но именно молодой Мартынов (на момент написания ему было 27 лет) создал самый чистый по композиторскому выполнению образец додекафонного сочинения, в котором, как у Веберна, нет ни одной ноты, не обусловленной серийной логикой.

В дальнейшем Мартынов двинулся в совсем иные художественные сферы – рок-музыку, минимализм, богослужебное пение, московский концептуализм и писательство, главной темой которого стал «конец времени композиторов». По всей видимости, всей своей дальнейшей творческой жизнью Мартынов отрицал ту высокую, напряженную и сконцентрированную чистоту композиторского ремесла, которой он достиг в собственном раннем сочинении.

Однако, читая аналитический разбор Сонаты, предпринятый в журнале Маргаритой Катунян, мы находим отнюдь не только дотошный профессиональный разбор ее серийного устройства. Музыковед помещает Сонату в контекст всего творчества Мартынова, включая весь его концептуально-­минималистский период. Выясняется, что в ранней Сонате не меньше общего со зрелым Мартыновым, чем различного: например, молодой додекафонист отказывается от транспозиций серии точно так же, как он в более поздние годы старается держаться одной тональности. И во все периоды своего творчества Мартынов опирается на технику и, шире, ментальный склад полифонистов ренессансной Европы.

Мартынов был и остается в искусстве игроком: отчасти таким он предстает на страницах журнала в интервью, взятом Ярославом Тимофеевым. Тут он может сыграть за команду анонимов, рокеров и роспевщиков всех времен, а здесь – капитально выступить за композиторское искусство. Издательская премьера Сонаты – как раз второй случай.

На презентации в Музее С. С. Прокофьева, которую провел Союз композиторов России, Сонату преданно и точно исполнили скрипачка Татьяна Гринденко, пианист Михаил Дубов, записавшие ее и на диск; в звукорежиссуре Михаила Спасского она звучит как безукоризненный в своей сохранности раритет из параллельного прошлого советской музыки.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»