В Московской филармонии объединились выдающиеся виртуозы гитары. В этом году главный в нашей стране фестиваль гитарной музыки отметил свое пятнадцатилетие. За это время он успел влюбить в себя и ценителей-знатоков искусства классической игры на гитаре, и даже строгих академистов, у которых этот инструмент ассоциировался лишь с бардовской песней. Фестиваль посетили около пятидесяти прославленных гитаристов со всего мира – от США до Бразилии, а не так давно участники форума начали проводить и мастер-классы для педагогов и учащихся – так сказать, передавать опыт. Перед стартом нынешнего фестиваля у многих возникали опасения – а смогут ли приехать зарубежные музыканты, учитывая тотальный локдаун в Европе? К счастью, ничто не помешало состояться этому головокружительному трехдневному путешествию в атмосферу музыкальной Испании и Аргентины, неповторимые мелодии и ритмы которых занимают особое место в наших сердцах.
Арт-директор фестиваля Артем Дервоед по традиции собрал лучших гитаристов из разных стран. В этом году это Ровшан Мамедкулиев, Роман Зорькин, Дмитрий Мурин, Дмитрий Бородаев и два харизматичных дуэта – Чезаре Кьяккьяретта и Джампаоло Бандини, Хосе Мария Гальярдо дель Рей и Мигель Анхель Кортес. Музыканты продемонстрировали звучание гитары во всем многообразии – то в сугубо лирическом, затронув те самые «струны души», то в изобразительном, навеяв картины корриды и другие ассоциации с подобной музыкой. Гитара была представлена и сольно, где артисты словно соревновались в мастерстве, и в неожиданных ансамблях (так, в одном из них к Артему Дервоеду присоединился скрипач Никита Борисоглебский и флейтистка Екатерина Корнишина, которые исполнили «чинно-благородную» версию Фердинандо Карулли увертюры к опере «Сорока-воровка» Россини), и даже в сопровождении оркестра – на открытии выступил Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Арсентия Ткаченко. Словом, это была самая настоящая гитарная феерия, к которой, благодаря интернет-трансляции, мог присоединиться из разных точек мира любой желающий.
Юбилейные «Виртуозы гитары» вместили в себя еще юбилеи композиторов, чьи имена навсегда остались в музыкальной истории своей страны. Первый из них – классик испанской музыки Хоакин Родриго, родившийся в 1901 году. Ровшан Мамедкулиев блестяще воспроизвел ритмы танца фанданго и очаровательную мелодику песни-плача саэты в его концерте «Аранхуэс» и схожий колорит Испании в Андалузском концерте (здесь ему помогли коллеги Артем Дервоед, Дмитрий Мурин и Дмитрий Бородаев). Второй юбиляр – король танго Астор Пьяццолла, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Страстные, мгновенно узнаваемые сочинения «великого Астора» без преувеличения звучат на всех концертных площадках, в фильмах, на радио, в телевизоре, а его знаменитое «Либертанго», наверное, побило рекорд по исполнению именно в России. Поэтому неудивительно, что на фестивале публика услышала несколько знаковых произведений Пьяццоллы: две пьесы из сюиты «История танго» в версии для скрипки и гитары, «Времена года в Буэнос-Айресе» – цикл музыкальных историй о жизни бедняков в городе, танго Oblivion и «Смерть ангела» для бандонеона и гитары, в которых Чезаре Кьяккьяретта и Джампаоло Бандини в свободной, раскованной импровизационной манере воспроизводили причудливые мелодии и угловатые ритмы, невольно заставляя публику двигаться в такт.
Важнейшая особенность фестиваля – собственно, открытие широкого спектра музыки для гитары, которую знают лишь единицы, специалисты в области гитарного искусства. Было любопытно, например, услышать в «Консертанго в Буэнос-Айресе» Качо Тирао (композитора и гитариста, выступавшего, кстати, с Пьяццоллой) черты неоклассицизма (начало и вовсе напоминает ранние симфонии Гайдна), а в цикле миниатюр «Замки Испании» Федерико Морено-Торробы – аллюзии на «Прелюдии» Дебюсси. Не обошлось и без пьес ныне живущих авторов – Маурицио Колонны, Иво Папазова и Максимо Диего Пухоля. Образцом классической испанской музыки в самом широком представлении слушателей стала «Большая Арагонская хота» Франсиско Тарреги (кстати, интересный факт: фрагмент одного из сочинений Тарреги стал впоследствии всем известной мелодией-заставкой Nokia). И, конечно же, главным украшением этого гитарного марафона оказались авторские композиции-импровизации зарубежных дуэтов – звучание синкоп булерии (основа гитарного исполнения фламенко), наигрышей танго и румбы словно гипнотизировали и завораживали публику, заставляя на мгновение забыть о происходящем.