Струны души и ритмы сердца  События

Струны души и ритмы сердца 

Завершился XV Международный юбилейный фестиваль «Виртуозы гитары» 

В Московской филармонии объединились выдающиеся виртуозы гитары. В этом году главный в нашей стране фестиваль гитарной музыки отметил свое пятнадцатилетие. За это время он успел влюбить в себя и ценителей-знатоков искусства классической игры на гитаре, и даже строгих академистов, у которых этот инструмент ассоциировался лишь с бардовской песней. Фестиваль посетили около пятидесяти прославленных гитаристов со всего мира – от США до Бразилии, а не так давно участники форума начали проводить и мастер-классы для педагогов и учащихся – так сказать, передавать опыт. Перед стартом нынешнего фестиваля у многих возникали опасения – а смогут ли приехать зарубежные музыканты, учитывая тотальный локдаун в Европе? К счастью, ничто не помешало состояться этому головокружительному трехдневному путешествию в атмосферу музыкальной Испании и Аргентины, неповторимые мелодии и ритмы которых занимают особое место в наших сердцах. 

Арт-директор фестиваля Артем Дервоед по традиции собрал лучших гитаристов из разных стран. В этом году это Ровшан Мамедкулиев, Роман Зорькин, Дмитрий Мурин, Дмитрий Бородаев и два харизматичных дуэта – Чезаре Кьяккьяретта и Джампаоло Бандини, Хосе Мария Гальярдо дель Рей и Мигель Анхель Кортес. Музыканты продемонстрировали звучание гитары во всем многообразии – то в сугубо лирическом, затронув те самые «струны души», то в изобразительном, навеяв картины корриды и другие ассоциации с подобной музыкой. Гитара была представлена и сольно, где артисты словно соревновались в мастерстве, и в неожиданных ансамблях (так, в одном из них к Артему Дервоеду присоединился скрипач Никита Борисоглебский и флейтистка Екатерина Корнишина, которые исполнили «чинно-благородную» версию Фердинандо Карулли увертюры к опере «Сорока-воровка» Россини), и даже в сопровождении оркестра – на открытии выступил Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Арсентия Ткаченко. Словом, это была самая настоящая гитарная феерия, к которой, благодаря интернет-трансляции, мог присоединиться из разных точек мира любой желающий. 

Артем Дервоед

Юбилейные «Виртуозы гитары» вместили в себя еще юбилеи композиторов, чьи имена навсегда остались в музыкальной истории своей страны. Первый из них – классик испанской музыки Хоакин Родриго, родившийся в 1901 году. Ровшан Мамедкулиев блестяще воспроизвел ритмы танца фанданго и очаровательную мелодику песни-плача саэты в его концерте «Аранхуэс» и схожий колорит Испании в Андалузском концерте (здесь ему помогли коллеги Артем Дервоед, Дмитрий Мурин и Дмитрий Бородаев).  Второй юбиляр – король танго Астор Пьяццолла, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Страстные, мгновенно узнаваемые сочинения «великого Астора» без преувеличения звучат на всех концертных площадках, в фильмах, на радио, в телевизоре, а его знаменитое «Либертанго», наверное, побило рекорд по исполнению именно в России. Поэтому неудивительно, что на фестивале публика услышала несколько знаковых произведений Пьяццоллы: две пьесы из сюиты «История танго» в версии для скрипки и гитары, «Времена года в Буэнос-Айресе» – цикл музыкальных историй о жизни бедняков в городе, танго Oblivion и «Смерть ангела» для бандонеона и гитары, в которых Чезаре Кьяккьяретта и Джампаоло Бандини в свободной, раскованной импровизационной манере воспроизводили причудливые мелодии и угловатые ритмы, невольно заставляя публику двигаться в такт. 

Важнейшая особенность фестиваля – собственно, открытие широкого спектра музыки для гитары, которую знают лишь единицы, специалисты в области гитарного искусства. Было любопытно, например, услышать в «Консертанго в Буэнос-Айресе» Качо Тирао (композитора и гитариста, выступавшего, кстати, с Пьяццоллой) черты неоклассицизма (начало и вовсе напоминает ранние симфонии Гайдна), а в цикле миниатюр «Замки Испании» Федерико Морено-Торробы – аллюзии на «Прелюдии» Дебюсси. Не обошлось и без пьес ныне живущих авторов – Маурицио Колонны, Иво Папазова и Максимо Диего Пухоля. Образцом классической испанской музыки в самом широком представлении слушателей стала «Большая Арагонская хота» Франсиско Тарреги (кстати, интересный факт: фрагмент одного из сочинений Тарреги стал впоследствии всем известной мелодией-заставкой Nokia). И, конечно же, главным украшением этого гитарного марафона оказались авторские композиции-импровизации зарубежных дуэтов – звучание синкоп булерии (основа гитарного исполнения фламенко), наигрышей танго и румбы словно гипнотизировали и завораживали публику, заставляя на мгновение забыть о происходящем. 

Ценность общения События

Ценность общения

В Московской консерватории состоялась презентация нового сборника сочинений Родиона Щедрина

Шамиля сделала свита События

Шамиля сделала свита

В Москве прошла мировая премьера неизвестного сочинения Мусоргского. «Хор свиты Шамиля» прозвучал как протоавангард

Без стука судьбы События

Без стука судьбы

Госоркестр Республики Татарстан исполнил классицистские симфонии Бетховена

Лицемерие Тита События

Лицемерие Тита

Мило Рау – швейцарский драматург и режиссер, работающий на стыке интерпретативного и документального театра, основатель компании «Международный институт политического убийства» – дебютировал в опере, поставив в Большом театре Женевы «Милосердие Тита».