Студенческая весна с профессором Курентзисом События

Студенческая весна с профессором Курентзисом

Руководитель musicAeterna выступил с симфоническим оркестром и хором студентов Московской консерватории

Теодор Курентзис так часто выходит на сцену Большого зала, что к этому, как и ко всему хорошему, быстро привыкаешь. Вместе со своим оркестром musicAeterna маэстро регулярно балует публику уникальными программами, которые становятся настоящим событием в музыкальной жизни, будь то погружение в «Рамо. Звук света» глубокой ночью или же обращение к экспериментальному творчеству современных композиторов. Очередной визит дирижера в консерваторию стал памятным и уникальным событием, прежде всего, для ее воспитанников. Курентзис нашел время в своем плотном графике и любезно принял приглашение руководства МГК имени Чайковского встать за пульт симфонического оркестра и хора студентов. В программе прозвучал Двадцать третий фортепианный концерт и Большая месса до минор Моцарта. В Большом зале вновь настала «студенческая весна с Теодором Курентзисом».

Именно так поклонники маэстро назвали его первый опыт работы с консерваторскими музыкантами. Это был март 2018 года, и новость о том, что тогда еще худрук Пермского театра оперы и балета, у которого впереди будет «Жанна на костре» с Кастеллуччи и новый триумф на Зальцбургском фестивале, возьмет под свое крыло студентов, вызвала одновременно радость и удивление. Эксперимент себя оправдал: и Первый скрипичный концерт Прокофьева (солировал Айлен Притчин), и Седьмая симфония Бетховена прозвучали на два уровня выше хорошего студенческого исполнения – маэстро едва ли не превратил ребят в юношеский состав musicAeterna. Уже тогда стало ясно, что роль приглашенного дирижера-наставника, который проведет одну репетицию и скажет напутственные слова, его не устраивала. Курентзис работал со студентами буквально до седьмого пота, с присущим ему перфекционизмом и ювелирной «отделкой» каждого такта партитуры. Пожалуй, главным итогом этого без преувеличения незабываемого взаимодействия стал тот факт, что многие студенты впоследствии заняли свое место в оркестре musicAeterna.

Паломничество к Курентзису

В этот раз к Симфоническому оркестру студентов Московской консерватории присоединился ее хор, дополненный солистами коллектива Intrada, а также пианист Константин Хачикян. Репетиции шли с утра до позднего вечера. Пока на улице становилось теплее, а солнце так и манило бросить все и пойти гулять, Курентзис с неутомимой энергией добивался от молодых музыкантов своего фирменного моцартовского звучания (кто слышал оперную трилогию на Sony Classical, тот поймет). Консерваторцам предстояло сдать один из главных экзаменов в своей жизни: выполнить все указания наставника, представить достойную интерпретацию музыки Моцарта и заявить о себе как о перспективных исполнителях – это не то же, что успешно закрыть весеннюю сессию в родной Alma Mater. Концерт в Большом зале показал, как упорный труд и желание расти дальше, соединенные с мастерским умением направлять и вдохновлять, рождают удивительное творческое взаимодействие не просто «представителей разных поколений», а людей, как говорит Теодор, собравшихся делать хорошую музыку.

В Двадцать третьем фортепианном концерте Моцарта студенческий оркестр поначалу будто бы растерялся: группы плавно расползались, духовые решили сразу привлечь к себе внимание – конечно, сказывалось волнение и ответственность, а также элементарное напряжение перед выходом на сцену. Но в медленной части, печальной сицилиане, музыканты, наконец, ощутили свободу и начали вести за собой, а дирижер изящно и аккуратно выстраивал этот путь. Финал прозвучал в лучших традициях Теодора Курентзиса – в стремительном темпе, на обостренных динамических контрастах, драйвово, побуждая сидящих в зале чуть ли не притоптывать в такт. Невероятная энергетика дирижера подействовала не только на студентов, но и на сам Большой зал: во время исполнения третьей части моцартовского концерта таинственным образом погас свет. Несколько раз он включался и выключался, оставляя исполнителей в полумраке, а зрителей в недоумении – перебои с электроснабжением или мистика? Впрочем, Курентзис, как говорится, и бровью не повел – такие перформансы ему по душе. Что касается солиста, то Константин Хачикян в целом органично вписался в это действо, сумев показать и виртуозную технику, и певучую кантилену. Трудно однозначно ответить, сложился ли настоящий союз всех музыкантов на одной сцене. Местами  возникало ощущение, будто пианист отстранен от происходящего в оркестре, его чуть расслабленная романтическая манера игры немного диссонировала с классицистской строгостью оркестра, однако с уверенностью можно сказать, что диалог солиста и оркестра состоялся.

Невероятная энергетика дирижера подействовала не только на студентов, но и на сам Большой зал: во время исполнения третьей части моцартовского концерта таинственным образом погас свет.

Большая месса Моцарта, прозвучавшая во втором отделении вечера, оказалась с изюминкой – в исполнительском составе были задействованы струнные инструменты с жильными струнами, которые добавили студенты камерного оркестра Rosarium факультета исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ). Теодор Курентзис выстроил драматургию цикла, по своему обыкновению, в эпическом масштабе, держа под контролем и причудливые полифонические переплетения у хора, и откровенно оперные монологи и дуэты солистов (Елизавета Свешникова, Елене Гвритишвили, Егор Семенков, Николай Мазаев). Грандиозная пассакалия Qui tollis сменялась солнечной фугой Jesu Christe, Cum sancto spiritu, и эти театральные переключения из одного мира в другой студенты демонстрировали весьма эффектно. А в заключительной Osanna – двойной фуге с кружащимися секвенциями – симфонический оркестр и хор студентов Московской консерватории проявили чудеса артикуляции, унисонного звучания, интонационной точности – словом, все, что требует от своего оркестра Курентзис. И у него, как и пять лет назад, получилось этого добиться от консерваторцев.

После концерта публика, разумеется, ринулась брать штурмом артистическую маэстро. В коридоре можно было увидеть и восторженных поклонников с партитурой Мессы в руках, и главных героев вечера – студентов, и ректора консерватории Александра Соколова, и продюсера Дмитрия Гринченко, и худрука Нижегородского театра оперы и балета Алексея Трифонова и даже режиссера Анатолия Васильева, скромно ожидающего своей аудиенции. Поняв, что всех принять он не сможет, Теодор вышел к толпе и произнес длинный монолог – от признания в том, что на год откажется от мобильного телефона, до комплимента ФИСИИ и благодарности консерватории. А потом напоследок дал молодым музыкантам совет: «Если вы хотите, чтобы в вашем исполнении появилась магия, обратитесь к Моцарту, потому что Моцарт – это соединяющий круг старой и новой эры музыки». Происходившее в коридоре отчасти напоминало просветительскую лекцию, обращение «старшего к младшим»: подумалось, что у маэстро действительно есть педагогический дар. На следующий день после концерта внезапно пришла новость о том, что решением Ученого совета Теодору Курентзису присвоено звание почетного профессора Московской консерватории – а это значит, что «студенческая весна» с маэстро наверняка наступит еще не раз.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»