Студенты и раритеты События

Студенты и раритеты

Выпускники ГИТИСа делают выбор в пользу редких партитур

Итало-американский композитор Джанкарло Менотти, еще недавно если и не запрещенный формально, то как бы «не рекомендованный», в этом сезоне, можно сказать, берет реванш за годы советской идеологической цензуры. В самом деле, почти одновременно в московских театрах появляются оперы «Телефон», «Медиум» и «Ложь Мартина».

Если первые два названия, поставленные на Камерной сцене имени Б. А. Покровского, ныне подведомственной Большому театру, уже получили оценку критиков, то «Ложь Мартина» прошла скромно и почти незаметно, хотя уже сам факт появления в активном репертуаре современной оперы известного в мире композитора заслуживает внимания.

Объяснение этой скромности простое: «Ложь Мартина» – дипломный спектакль выпускницы ГИТИСа, ученицы Дмитрия Бертмана – Анны Саловой. Тем не менее эту постановку стоит рассматривать без скидок, как интересное прочтение сложной и неоднозначной драматургии.

Постановку оперы-притчи «Ложь Мартина» можно считать своего рода подвигом. Режиссеру пришлось добыть отсутствующую в России партитуру, найти и арендовать помещение для репетиций и спектакля, найти и договориться со своеобразным у Менотти составом оркестра. Поддержку она нашла у дирижера Олега Митрофанова, руководителя музыкального театра «Амадей», включившегося в подготовку спектакля.

Сложность оперы «Ложь Мартина», никогда не ставившейся в России, еще и в том, что она предписана композитором для исполнения в церкви. Так и выполнялось в ее нечастых постановках за рубежом. Саловой удалось договориться с англиканским собором в Вознесенском переулке, в старинном здании с прекрасной акустикой – недаром там многие годы размещалась студия грамзаписи фирмы «Мелодия». (Нужно ли добавлять, что все немалые расходы на постановку несла Салова и ее семья?..)

Теперь о самой постановке. Ее камерный характер и специфический сюжет, не говоря уже о специфике самого помещения, обусловили многие сложности для постановщика. И молодой режиссер справился с трудным материалом, создав спектакль серьезный и трогательный. Поскольку опера совершенно неизвестна в России и к тому же исполняется на английском языке, вот ее содержание, очень сжато:

Действие происходит в Англии (время действия перенесено режиссером в 40-е годы прошлого столетия, тогда как у Менотти события разворачиваются в Средние века). Отец Корнелиус и няня Нанинга содержат сиротский приют Святого Исидора для мальчиков. Они выживают в трудное послевоенное время в полуразрушенном соборе. У одного из воспитанников, Мартина, есть заветное желание – он мечтает найти своего отца. Однажды ночью, дежуря на кухне, Мартин впускает в собор раненого мужчину. Незнакомец скрывается от преследования полиции, но Мартину он выдает себя за его отца… Мартин прячет преступника. В приют приходит Шериф, идущий по следам беглеца. По его требованию отец Корнелиус, Нанинга и воспитанники приюта допрашивают Мартина. Никто из самых близких для него людей его не понимает, сокровенное желание Мартина не услышано. Он остается одиноким и несчастным.

В соответствии с режиссерским решением и условиями сценической площадки, сценограф Анжелика Кременецкая создала лаконичное, всего с несколькими элементами, вроде жаровни и табуретов, место действия в центре собора, расположив зрителей с двух сторон «сцены». Вынужденное условиями собора тусклое освещение способствовало созданию атмосферы подавленности и тревоги.

Еще одно своеобразие этого оперного произведения и существенная его трудность состоит в составе исполнителей, в своем подавляющем большинстве – детей. Салова нашла их в московской школе № 2030, а также среди учащихся школ искусств Москвы и провела с ребятами заметную режиссерско-педагогическую работу. Сценическое поведение детского хора, безыскусственное и достаточно органичное, помогло постановщику добиться достоверности массовых эпизодов спектакля.

Центральную роль мальчика Мартина исполнила молодая актриса Кристина Мунтяну. Вокально довольно простую, но психологически сложную партию она провела эмоционально и трогательно. Особенно удались эпизоды с няней Нанингой, убедительный образ которой создала опытная актриса Ирина Чалаева.

Кристина Мунтяну – Мартин

Играть Преступника Салова поручила своему сокурснику, также выпускнику ГИТИСа – Дзамболату Дулаеву. Молодой и одаренный артист со сложной многоплановой ролью справился вполне – и актерски, и вокально.

У исполнителя партии Шерифа Андрея Пичугина хороший голос – баритон красивого тембра, но в игре, как показалось, было заметно излишнее актерское старание показать «отрицательность» своего персонажа.

У настоятеля собора отца Корнелиуса роль совсем небольшая, исполнитель – Абдул Мукманов – постарался компенсировать скудость материала своей искренней взволнованностью событиями в приюте.

Музыкальному руководителю постановки Олегу Митрофанову удалось передать своеобразие партитуры Менотти, ее лаконизм, гибкость речитативного начала, доминирующего в миниатюрной опере композитора.

Режиссерскую работу Анны Саловой, начиная с самого выбора произведения для своей дипломной постановки, отличает серьезный подход к профессии. Это еще раз подтвердилось в ее участии в Четвертом конкурсе молодых режиссеров «Нано-опера», где Аня вышла в финал соревнования и получила поощрительный приз – возможность поставить представление в зале «Зарядье».

Раз уж зашел разговор о постановке редких современных опер в связи с участием выпускников и студентов ГИТИСа, то справедливо и уместно будет рассказать еще об одном спектакле в Учебном театре ГИТИСа силами студентов третьего курса музыкального факультета. Ученики известного режиссера и педагога Александра Бармака показали оперу Бенджамина Бриттена «Поворот винта». Одно из лучших произведений современного английского классика на отечественной сцене ставится незаслуженно редко. Помимо спектаклей Мариинского театра и Новой Оперы, вспоминается очень интересная постановка режиссера Ильи Можайского в Екатеринбургском экспериментальном музыкальном театре.

«Поворот винта» Александра Бармака и его учеников отличается, прежде всего, глубоким и точным соответствием характеру музыки Бриттена. Конфликты желаний и совести, норм взрослого и детского миров, волнующие композитора и с такой выразительностью воплощенные в партитуре оперы, нашли убедительное сценическое решение режиссера и молодых артистов. Нервическая, «фрейдистская» опера потребовала от исполнителей не столько усилий по преодолению вокальных сложностей, сколько требования правды сценического существования в этой сложной мистико-психологической драме. И юные артисты создали образы достоверные и очень эмоциональные.

Исполнители детских ролей Флоры и Майлса – Соня Цимбал и Дима Каракоскин близки по возрасту своим героям, играют их искренне, правдиво, взволнованно. Убедительна Виолетта Васильева в сложной роли Гувернантки, борющейся за влияние на души своих подопечных детей с «потусторонними» персонажами Куинтом (Тарас Бабий) и мисс Джессел (Анастасия Глушкова). «Взрослые» персонажи, в их числе и экономка миссис Гроуз (Олеся Лесникова), также весьма достоверны и убедительны.

«Поворот винта» – студенческий спектакль на факультете музыкального театра ГИТИСа. Но работа педагогов – профессора Александра Бармака, Эдиты Тибиловой и музыкального руководителя Льва Морозовского – и их учеников заслуживает показа на профессиональной сцене.

В заключение отметим, что в недрах мастерских ГИТИСа – Дмитрия Бертмана, Александра Тителя, Георгия Исаакяна, Герарда Васильева и Александра Бармака идет непрерывный процесс поиска и воплощения новых или редких произведений, процесс весьма поучительный, имеющий значение для развития всего отечественного музыкального театра и заслуживающий оценки и освещения в прессе.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»