В программе концерта «Остановленное время» – Okanagon, сочинение 1968 года для арфы, амплифицированного контрабаса и там-тама. Хронологически его можно отнести к третьему периоду творчества Шельси, отмеченному неоднократными попытками композитора «длительно сосредоточиться на одном звуке». 22 января в Рахманиновском зале консерватории этот примерно десятиминутный опус исполнят Анастасия Алфёрова (арфа), Наталья Цурко (контрабас) и Сергей Стефко (ударные).
Также в программе – камерный (и по времени, всего тридцать пять минут) Мортон Фелдман: Why Patterns? (1978) для флейты, фортепиано и глокеншпиля. Ударную тему продолжит пьеса Пьерлуиджи Биллоне, ученика Шаррино и Лахенмана, Mani. Gonxha (2012). Удары венецианских колоколов (не только они, впрочем) повлияли на Луиджи Ноно, автора безусловного шедевра для фортепиано и магнитной пленки ….. sofferte onde serene … (1976), посвященного Маурицио Поллини и его супруге Марии Элизабетте Марцотто. Эту пьесу на концерте «Студии» исполнит Мона Хаба. (Среди участников концерта также флейтистка Марина Рубинштейн, пианистка Наталия Черкасова, перкуссионистка Мария Захаркина).
Кроме того, прозвучит новая, полная версия «Орфических песен» Владимира Горлинского, изначально написанных (2018) для мужского голоса соло и электроники. Теперь же солировать будет виолончелистка Ольга Галочкина.
Вот что рассказывает об этом сочинении автор: «Название и тема цикла происходят от спектакля Бориса Юхананова “Орфические игры”. “Песни” появились из жутко обидного сна, весь сон – сплошная маята и несправедливость. Эти музыкальные интонации, ставшие потом основой песен, я не слышал во сне, во снах музыки и звуков почти не бывает, это огромная редкость. Эти звуки появились как только я проснулся, как сумма, итог, полная картина того сна. Через некоторое время интонации стали видоизменяться и накапливаться во что-то новое. Процесс их развития выразился в форме строгих классических вариаций, где шаг за шагом из первоначальной интонации вырождается что-то еще более обидное, невыносимое. Все эти постоянно возвращающиеся гармонические обороты – как будто один большой оборот Орфея к Эвридике. И, одновременно, жест прощания».
Дирижер – Андрей Серов. Ведущий – Федор Софронов.
Фото: Archivio Fondazione Isabella Scelsi