Судьба Валентины Левко События

Судьба Валентины Левко

В Государственном Музее-заповеднике П.И.Чайковского открылась выставка к 95-летию со дня рождения народной артистки РСФСР Валентины Левко

Имя этой певицы прочно ассоциируется с Золотым веком Большого театра, на сцене которого она исполнила свыше тридцати ведущих партий. Валентина Левко прожила насыщенную творческую жизнь: впервые представляла Россию на знаменитом Генделевском фестивале в Галле, первой исполняла премьеры сочинений Свиридова, Денисова, Мурадели, Кабалевского и многих других советских композиторов, ей рукоплескали ведущие театры и концертные залы мира. Особенно ценно, что в искусстве она самобытно развивала традиции своих выдающихся предшественниц – Надежды Обуховой и Марии Максаковой, которые высоко ценили ее талант.

«Валентина Левко была уникальной певицей с прекрасным голосом, – вспоминает дирижер Владимир Федосеев, – она всегда отличалась от многих, имела громадную слушательскую аудиторию, ее очень любили. В наше время ее даже трудно с кем-то сравнить».

Юбилейная выставка, открывшаяся в Музее-заповеднике П.И.Чайковского, наглядно иллюстрирует слушательскую любовь: в огромном архиве Валентины Николаевны сохранилось более десятка тысяч сокровенных писем от поклонников из разных стран мира, многие из них не только трогательные, но и пронзительны по своему содержанию. Не случайно в выставочном зале отдельно экспонируется письмо от врача из провинциального города Буя, датированное декабрем 1967 года: «Позавчера я пришла по вызову к больному Симакову. Оказать ему помощь я уже не могла, кроме морфия… Неожиданно он попросил достать из шкафа самое заветное. “Что?” – думаю. Достаю, а там пластинки, в пергаментную бумагу завернутые: поет Валентина Левко. Поставила, слушаю и не знаю, как слезы удержать, ком в горле, дрожу вся. А он оживился, глаза блестят. “Вот, – говорит, – хорошо вспоминается, как мы были с Ниной в Ленинграде, в филармонии пела Левко, слушал и замирал… Я глаз и ушей от этой певицы оторвать не мог. С тех пор, как слушаю ее, так весь теплом наполняюсь”. Я завидую этой певице: она, а не я, врач, смогла связать человека с жизнью и облегчить его страдания…».

На открытии выставки собрались родные и близкие певицы, почитатели ее творчества – ведь до сих пор посредством интернета ее открывают для себя тысячи людей. Помимо членов семьи почетными гостями стали заслуженная артистка России, солистка Большого театра Марина Шутова и тенор Богдан Волков, чье имя уже несколько лет не сходит с афиш ведущих театров мира. Валентина Николаевна с большим трепетом следила за многими молодыми артистами, в том числе и за карьерой Богдана, была на его самом первом сольном концерте в Бетховенском зале Большого театра, смотрела спектакли с его участием.

В тот вечер все гости смогли на большом экране концертного зала музея-заповедника увидеть специально подготовленный виртуальный концерт Валентины Левко, смонтированный из различных видеозаписей разных годов. В нем открывается не только удивительная красота голоса этой певицы, но и небывалая для того времени широта репертуара, и, конечно, чувство стиля, эпохи. Здесь и ее визитная карточка – ария альта из «Страстей по Матфею» Баха, и концертная ария Моцарта, дуэт с Иваном Семеновичем Козловским из оперы Бородина «Князь Игорь». И, конечно, Чайковский: романс  «Нет, только тот, кто знал» и сцена Графини из «Пиковой дамы», с которой она триумфально выступала на первых гастролях Большого театра в Италии, а потом практически на всех главных подмостках мира. Исторически интересно, что именно на Валентину Левко, с учетом ее темперамента и артистических возможностей, ставил свой знаменитый спектакль Борис Покровский.

Посетители экспозиции смогут увидеть уникальные архивные документы – от фотографий трехлетней Валентины Николаевны, ее родителей, членов семьи до сцен из спектаклей Большого театра, афиш и программ ее выступлений, гастрольных поездок по городам России, Европы, Австралии, Новой Зеландии и США, писем ее поклонников, автографов, адресованных певице великими музыкантами: Кириллом Кондрашиным, Марией Максаковой, Николаем Метнером, Георгием Свиридовым, Владимиром Федосеевым. Также на выставке представлены личные вещи Валентины Левко: любопытные шкатулочки, предметы гардероба. Среди них есть статуэтка с изображением барочных музыкантов, которую, по замыслу самой певицы, поместили на обложку ее пластинки с ариями Баха.

Экспозиционным акцентом являются концертные платья Валентины Николаевны, созданные в 60–70 годы прошлого века: многие из них сделаны в мастерских Большого театра, а фасон и ткань для них певица всегда выбирала сама, привозила материал из Европы и Америки.

Название выставке дало заглавие книги мемуаров Валентины Левко «Моя судьба в Большом театре». Поскольку весь осмотр выставки сопровождает голос Валентины Николаевны, создается ощущение ее личного присутствия, рассказа о своей интереснейшей судьбе. Безусловно, куратору выставки музыковеду Сергею Буланову, экспозиционеру Александре Ушаковой и художнику Вячеславу Феоктистову удалось передать невероятно теплый образ великой певицы. Экспозиция открывает серию проектов музея, посвященных выдающимся исполнителям сочинений Петра Ильича Чайковского. Увидеть выставку можно с 13 февраля по 13 апреля 2021 года.

Без страха смотреть на небо События

Без страха смотреть на небо

На Камерной сцене Большого театра представили «диалог» двух опер послевоенного времени

Пасха. Классика. Туризм События

Пасха. Классика. Туризм

С 1 по 9 мая в Ярославле прошел ХIII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

На тихом морском берегу События

На тихом морском берегу

Владимир Юровский приурочил фестиваль к 50-летию со дня смерти Игоря Стравинского

Второе рождение Александра Невского События

Второе рождение Александра Невского

На фестивале Юрия Башмета в Ярославле отпраздновали 800-летие Александра Невского