Судьба Валентины Левко События

Судьба Валентины Левко

В Государственном Музее-заповеднике П.И.Чайковского открылась выставка к 95-летию со дня рождения народной артистки РСФСР Валентины Левко

Имя этой певицы прочно ассоциируется с Золотым веком Большого театра, на сцене которого она исполнила свыше тридцати ведущих партий. Валентина Левко прожила насыщенную творческую жизнь: впервые представляла Россию на знаменитом Генделевском фестивале в Галле, первой исполняла премьеры сочинений Свиридова, Денисова, Мурадели, Кабалевского и многих других советских композиторов, ей рукоплескали ведущие театры и концертные залы мира. Особенно ценно, что в искусстве она самобытно развивала традиции своих выдающихся предшественниц – Надежды Обуховой и Марии Максаковой, которые высоко ценили ее талант.

«Валентина Левко была уникальной певицей с прекрасным голосом, – вспоминает дирижер Владимир Федосеев, – она всегда отличалась от многих, имела громадную слушательскую аудиторию, ее очень любили. В наше время ее даже трудно с кем-то сравнить».

Юбилейная выставка, открывшаяся в Музее-заповеднике П.И.Чайковского, наглядно иллюстрирует слушательскую любовь: в огромном архиве Валентины Николаевны сохранилось более десятка тысяч сокровенных писем от поклонников из разных стран мира, многие из них не только трогательные, но и пронзительны по своему содержанию. Не случайно в выставочном зале отдельно экспонируется письмо от врача из провинциального города Буя, датированное декабрем 1967 года: «Позавчера я пришла по вызову к больному Симакову. Оказать ему помощь я уже не могла, кроме морфия… Неожиданно он попросил достать из шкафа самое заветное. “Что?” – думаю. Достаю, а там пластинки, в пергаментную бумагу завернутые: поет Валентина Левко. Поставила, слушаю и не знаю, как слезы удержать, ком в горле, дрожу вся. А он оживился, глаза блестят. “Вот, – говорит, – хорошо вспоминается, как мы были с Ниной в Ленинграде, в филармонии пела Левко, слушал и замирал… Я глаз и ушей от этой певицы оторвать не мог. С тех пор, как слушаю ее, так весь теплом наполняюсь”. Я завидую этой певице: она, а не я, врач, смогла связать человека с жизнью и облегчить его страдания…».

На открытии выставки собрались родные и близкие певицы, почитатели ее творчества – ведь до сих пор посредством интернета ее открывают для себя тысячи людей. Помимо членов семьи почетными гостями стали заслуженная артистка России, солистка Большого театра Марина Шутова и тенор Богдан Волков, чье имя уже несколько лет не сходит с афиш ведущих театров мира. Валентина Николаевна с большим трепетом следила за многими молодыми артистами, в том числе и за карьерой Богдана, была на его самом первом сольном концерте в Бетховенском зале Большого театра, смотрела спектакли с его участием.

В тот вечер все гости смогли на большом экране концертного зала музея-заповедника увидеть специально подготовленный виртуальный концерт Валентины Левко, смонтированный из различных видеозаписей разных годов. В нем открывается не только удивительная красота голоса этой певицы, но и небывалая для того времени широта репертуара, и, конечно, чувство стиля, эпохи. Здесь и ее визитная карточка – ария альта из «Страстей по Матфею» Баха, и концертная ария Моцарта, дуэт с Иваном Семеновичем Козловским из оперы Бородина «Князь Игорь». И, конечно, Чайковский: романс  «Нет, только тот, кто знал» и сцена Графини из «Пиковой дамы», с которой она триумфально выступала на первых гастролях Большого театра в Италии, а потом практически на всех главных подмостках мира. Исторически интересно, что именно на Валентину Левко, с учетом ее темперамента и артистических возможностей, ставил свой знаменитый спектакль Борис Покровский.

Посетители экспозиции смогут увидеть уникальные архивные документы – от фотографий трехлетней Валентины Николаевны, ее родителей, членов семьи до сцен из спектаклей Большого театра, афиш и программ ее выступлений, гастрольных поездок по городам России, Европы, Австралии, Новой Зеландии и США, писем ее поклонников, автографов, адресованных певице великими музыкантами: Кириллом Кондрашиным, Марией Максаковой, Николаем Метнером, Георгием Свиридовым, Владимиром Федосеевым. Также на выставке представлены личные вещи Валентины Левко: любопытные шкатулочки, предметы гардероба. Среди них есть статуэтка с изображением барочных музыкантов, которую, по замыслу самой певицы, поместили на обложку ее пластинки с ариями Баха.

Экспозиционным акцентом являются концертные платья Валентины Николаевны, созданные в 60–70 годы прошлого века: многие из них сделаны в мастерских Большого театра, а фасон и ткань для них певица всегда выбирала сама, привозила материал из Европы и Америки.

Название выставке дало заглавие книги мемуаров Валентины Левко «Моя судьба в Большом театре». Поскольку весь осмотр выставки сопровождает голос Валентины Николаевны, создается ощущение ее личного присутствия, рассказа о своей интереснейшей судьбе. Безусловно, куратору выставки музыковеду Сергею Буланову, экспозиционеру Александре Ушаковой и художнику Вячеславу Феоктистову удалось передать невероятно теплый образ великой певицы. Экспозиция открывает серию проектов музея, посвященных выдающимся исполнителям сочинений Петра Ильича Чайковского. Увидеть выставку можно с 13 февраля по 13 апреля 2021 года.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»