Сумасшедшие девчонки Релизы

Сумасшедшие девчонки

В классических номинациях премии «Грэмми» победили представительницы прекрасного пола и возмужавший Даниил Трифонов

Когда критикуют премию «Грэмми», обычно говорят, что Эмиль Гилельс ее не получил, Артуро Бенедетти Микеланджели – тоже (хотя оба регулярно номинировались), а Гленн Гульд (при жизни) получил «Грэмми» не за игру на рояле, а за написанный им буклет к компакт-диску.

Да, премия «Грэмми» – не идеальное мерило музыкальных свершений. И перевес американских исполнителей во многих номинациях существует. Но есть и европейские, и российские имена – каждый год мы констатируем, что кто‑то из музыкантов русской школы назван в той или иной классической номинации, и считаем это важным достижением – даже если награда в итоге проходит мимо.

Дмитрию Хворостовскому уже все равно. Его диск «Отчалившая Русь» с музыкой Свиридова «Грэмми» не получил, но все же стал событием. Цикл на стихи Есенина Хворостовский спел удивительно объемно, создав звучанием голоса целый мир, в котором неразрывно соединены утверждение жизни и печаль, человеческое соприкасается с природным, а земное – с вселенским. Голос Хворостовского прекрасно ложится на линии, выписанные Свиридовым, звучит мягко, богато, иногда грозно. Свиридовский цикл он записал летом 2016 года, когда уже знал о своей смертельной болезни. По сравнению с записью конца 1990‑х на последнем диске певцу аккомпанирует не рояль, а оркестр под управлением Константина Орбеляна, дополненный квинтетом народных инструментов «Стиль пяти». Изобретательные оркестровки сделал композитор и клавишник этого квинтета Евгений Стецюк. В оркестровой одежде музыка Свиридова обнаруживает еще большее парадоксальное родство с американским минимализмом: в свое время русский композитор нисколько не отставал от мировых веяний, хотя и никому не подражал. Тем не менее американские эксперты этот диск на первое место не поставили.

Как и другой диск в той же, вокальной, номинации, на обложке которого значится русская фамилия. Певица Джойс ди Донато записала арии из опер барокко вместе с оркестром Il Pomo d’Oro под управлением Максима ­Емельянычева. Американское меццо – большая мастерица барокко, сложностей она не знает, стиль чувствует не умом, а нюхом. А молодой дирижер доказывает, что российские музыканты теперь достигли высшего уровня не только в области оперы, сольной игры и симфонического мейнстрима, но и на поприще столь далекой от нас культуры. Оркестр, играющий на исторических инструментах, звучит так же вкусно, как голос солистки: это как раз тот случай, когда аутентичное исполнительство покидает догматичные страницы трактатов и становится увлекательным, полным жизни занятием.

Кто же затмил две эти прекрасные записи? Артистка, которую мы тоже прекрасно знаем – Барбара Ханниган. Ее до сих пор считают канадской певицей, хотя она давно и прочно связана с голландской музыкой и современным европейским искусством. Исполнительница Луи Андриссена и Мишеля ван дер Аа, сотрудница Теодора Курентзиса, актриса Кэти Митчелл и Кшиштофа Варликовского, она теперь еще и дирижер, и это совсем не шутка, поскольку на диске – как и до этого в концертах – она дирижирует амстердамским Людвиг-оркестром солидного состава, исполняя «Лулу-сюиту» Альбана Берга, в которой сама же и поет. Голос Ханниган слегка опереточный, но владеет она им виртуозно. Удивляет, конечно, то, что «Грэмми» в вокальной номинации достался диску, где голос звучит на трех треках из семи (и немножко еще на одном). Но эти треки дорогого стоят – диск открывает сольная Секвенция Лучано Берио, где певица что только не вытворяет голосом, а заключает джазовая фантазия, которую на материале песен Гершвина написал маститый бродвейский композитор Билл Эллиот. Не он ли принес победу голландской артистке? Диск называется Crazy Girl Crazy, и это про саму Барбару Ханниган. К диску прилагается документальный фильм: Матье Амальрик снял, как она репетирует, и он должен был это сделать – не запечатлеть такую женщину на пленку было бы преступлением.

Главной причиной для патриотической гордости, разумеется, стала победа Даниила Трифонова в номинации «Сольное исполнение на инструменте». Трифонов записал на Deutsche Grammophon двойной альбом с этюдами Листа. Тут и все двенадцать Трансцендентных этюдов, и пять Концертных этюдов, и шесть Этюдов по Паганини – все, что Лист создал в этом жанре. Это много, очень много нот – столько, сколько у всех остальных номинантов «Грэмми» вместе взятых. И звучат они с невозможной, ураганной скоростью. Если на концерте Трифонов может немножко намазать, то на дисках, конечно же, все идеально чисто. Но ирония все же не совсем уместна – звук очень красив и благороден, ощущение формы безупречное, медленные этюды, в которых некуда спешить, звучат вдумчиво. На бравурных страницах ощущение пустоты, впрочем, иногда появляется, и тогда думаешь, что победила на «Грэмми» великолепная московская пианистическая школа, а не именно этот 26‑летний пианист, на которого возложено непрерывное воспроизведение великих традиций. Но из совокупности этюдов, проникнутых театральностью и картинностью, складывается сквозная литературная тема – серьезная, романтическая, зрелая по‑взрослому. И если в пространство «Трансцендентного» Даниил Трифонов пока не шагнул, то подошел к нему на безопасное расстояние.

Радоваться выбору судей в номинации «Камерная музыка», наверное, должны патриоты Молдовы, откуда родом изумительная скрипачка Патриция Копачинская. Мы тоже считаем ее своей, поскольку она не раз радовала нас совместными выступлениями с нашими лучшими дирижерами, будь то Владимир Федосеев, Владимир Юровский или Теодор Курентзис. Но сейчас она объединила усилия с камерным оркестром из Миннесоты, выступив лидером любопытного проекта. Диск называется «Девушка и смерть» и содержит он, безо всякого подвоха, знаменитый квартет Шуберта. Однако его части проложены другой музыкой: между шубертовскими частями звучит то древний византийский гимн, то мадригал Джезуальдо, то композиция Дьердя Куртага. Такая же «сумасшедшая», как Барбара Ханниган, Копачинская сочинила мегапроект, в котором стерла границы эпох и авторских стилей – как это непохоже на монографический листовский забег Трифонова! Самое главное, насколько тонко это сыграно: солирующая скрипка подает как откровение каждую интонацию, но и вся струнная группа, играющая квартетные партии, звучит так, будто Копачинская вселилась в каждого партнера.

В хоровой номинации выиграл «Пятый век» Гэвина Браэрса, спетый филадельфийским хором The Crossing (теперь на «Грэмми» любят гармоничную, слегка усложненную музыку с обязательной духовной начинкой). Лучшим оркестром стал Питтсбургский, давно развеявший миф об элитной пятерке оркестров США: дирижер Манфред Хонек записал Пятую симфонию Шостаковича и Адажио Барбера. Композитор Дженнифер Хигдон с Альтовым концертом взяла верх в целых двух номинациях – «Лучшее сочинение» и «Лучший компендиум», и это еще две победы прекрасного пола. Валерий Гергиев опять номинировался и опять не получил «Грэмми»: в номинации «Опера» мариинскому «Золотому петушку» судьи предпочли «Воццека», причем опера Альбана Берга соревновалась с другой оперой Альбана Берга – «Лулу», а не из нее ли Сюиту выбрала Барбара Ханниган? Давайте скажем, что композитор Берг и есть некоронованный победитель «Грэмми». Но диск Марии Леттберг с фортепианными концертами Зары Левиной тоже мог бы победить, если бы… если бы не прекрасный Лист Даниила Трифонова.

«Кольцо нибелунга» – капитал и искупление любовью Релизы

«Кольцо нибелунга» – капитал и искупление любовью

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера

Monteverdi. Anima Dolorosa</br>Il quarto libro de madrigali</br>Collegium Vocale Ghent</br>Philippe Herreweghe</br>Alpha Релизы

Monteverdi. Anima Dolorosa
Il quarto libro de madrigali
Collegium Vocale Ghent
Philippe Herreweghe
Alpha

Germaine Tailleferre</br>Her Piano Works, Revived (Vol. 1)</br>Grand Piano Релизы

Germaine Tailleferre
Her Piano Works, Revived (Vol. 1)
Grand Piano

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера Релизы

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера

25 июля «Тристаном и Изольдой» открылся ежегодный Байройтский фестиваль – место притяжения вагнерианцев со всего мира.