Свете тихий Презентации

Свете тихий

Презентация нового тома Академического полного собрания сочинений Чайковского

7 мая 2022 года в Клину состоялась презентация нового тома Академического полного собрания сочинений Петра Ильича Чайковского – совместного проекта Государственного института искусствознания и Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского.

Второй том из серии V «Духовные сочинения» включает в себя «Всенощное бдение» соч. 52. Главным источником публикации является первое и единственное прижизненное издание этого хорового цикла, вышедшее в свет в издательстве Петра Ивановича Юргенсона в ноябре 1882 года. Известно, что в сентябре – октябре того же года Чайковский участвовал в корректуре издания.

Том включает в себя два варианта нотного текста «Всенощного бдения». Первый публикуется в авторском изложении: с использованием ключей «до», обозначениями динамики на русском языке и подстрочным переложением для фортепиано в две руки. Второй вариант – в ключах «фа» и «соль», с обозначением динамики на итальянском языке, ориентирован на современную хоровую практику.

Как и в других томах проекта, нашей основной методологической позицией является максимально точная и полная передача главного источника с целью представить авторский замысел в полном объеме. Но при этом публикация не является формальной копией издания Юргенсона. Разного рода ошибки, неточности, опечатки, пропуски в нотном и вербальном текстах анализировались, проводилось сравнение текста с другими источниками, в первую очередь с автографом Чайковского. Принятые на этой основе мои решения как научного редактора подробно изложены в разделе «Текстологический комментарий» (все научные тексты в томе представлены на русском и английском языках).

Помимо общего для первого и второго томов предисловия к серии V, раскрывающего духовные искания Петра Ильича и его эстетические взгляды в области духовной музыки, новый том содержит обширное введение, в котором детально исследована история создания «Всенощного бдения», структура цикла, освещены вопросы, связанные с подготовкой издания, и отклики современников композитора.

Мысль о новом духовно-музыкальном цикле возникла у Чайковского в начале мая 1881 года. Предшествующие месяцы были тяжелыми для композитора: постановка двух опер («Евгения Онегина» в Большом театре и «Орлеанской девы» в Мариинском), кончина государя Александра II и Н. Г. Рубинштейна, болезни сестры Александры и ее старшей дочери привели Чайковского в состоянии душевного и творческого кризиса. «Какая огромная масса всякого рода тревог, волнений и страхов! Я долго не опомнюсь от этих шести месяцев, а охота писать у меня прошла на многие дни. В настоящую минуту я даже не могу представить себя пишущим музыку», – пишет он Н. Ф. фон Мекк 30 апреля/12 мая 1881 года, находясь в Каменке. Однако спустя неделю в письме тому же адресату впервые зафиксировано рождение нового замысла: «Я, кажется, нашел подходящее себе занятие. При том религиозном настроении, в котором я нахожусь, мне приятно будет углубиться в русскую церковную музыку. Я начал изучать Обиход, т.е. коренные наши церковные напевы, и хочу попытаться гармонизировать их». 8/20 мая, которым подписано письмо, можно считать начальной датой работы над «Всенощным бдением».

Обращение к богослужебной музыке можно считать творческим подвигом Чайковского, ведь его «Литургия св. Иоанна Златоуста» соч. 41, первый опус в этой сфере, стала объектом жесткой критики и беспрецедентного судебного разбирательства. После премьеры сочинения в зале Российского благородного собрания хором под управлением Петра Ионовича Сахарова композитора упрекали не только в нецерковности сочинения и отсутствии творческой индивидуальности, но и в самом факте концертного исполнения «Литургии», вне освященного храма и совершения чинопоследования. Издание цикла П. И. Юргенсоном в начале 1879 года только с разрешения московского духовного цензора нарушило указы, запрещавшие печатать духовную музыку без одобрения Придворной певческой капеллы. По требованию директора Капеллы Н. И. Бахметева тираж был запрещен к продаже и конфискован.

Судебный процесс П. И. Юргенсона против Придворной певческой капеллы начался 25 сентября 1879 года, а завершился в его пользу только 4/16 мая 1881 года. На следующий день издатель направил Чайковскому письмо, где поделился радостной новостью: «Милый друг! Вчера я выиграл свое дело против Бахметева в Сенате. Ура!» Неизвестно, когда Чайковский получил это послание, столь много значившее для П. И. Юргенсона и для русского церковного пения в целом. Если известие о снятии цензуры и препятствий к изданию и не стало толчком к началу работы над «Всенощной», то в любом случае сыграло немаловажную роль в укреплении намерений.

Горькие воспоминания Петра Ильича о судьбе Литургии нашли отклик в первом варианте предисловия ко «Всенощному бдению», который остался неопубликованным: «Произошел целый ряд действий, смысл которых был: жесточайшее преследование труда моего как чего-то преступного, долженствующего быть уничтоженным, стертым с лица земли. К счастию, дело дошло до судебного разбирательства, и суд пролил свет истины на вопрос о праве русских музыкантов слагать церковные песнопения, а русских издателей печатать эти песнопения. Права эти были торжественно восстановлены».

Чайковский создавал «Всенощную», желая «по мере сил содействовать возврату нашего церковного пения к духу первобытной простоты, присущей сохранившимся в нотных книгах, издаваемых Св. Синодом, древним нашим напевам». Первые наброски и эскизы появились в «Обиходе церковного нотного пения», изданном Синодальной типографией в 1879 году (ныне этот экземпляр хранится в музее-заповеднике в Клину). В новом томе они опубликованы и расшифрованы, выявлены принципы многоголосной обработки распевов. Особое внимание уделено составу песнопений «Всенощного бдения», ведь в этой области Чайковский также был первопроходцем: авторских циклов, соответствующих чинопоследованию, не существовало. Структура, предложенная Чайковским, в той или иной мере стала образцом для многих авторов русской духовной музыки, включая Сергея Рахманинова. Но наличие циклов песнопений на 8 гласов («Господи, воззвах», «Бог Господь»), предназначенных для исполнения на богослужении, является причиной того, что сочинение Чайковского никогда не исполнялось целиком, в полном объеме.

Историческое значение «Всенощного бдения» чрезвычайно велико. Чайковскому удалось дать яркий, художественно значимый ответ на важнейшие вопросы, связанные с развитием русской духовной музыки, сохранением ее национальной специфики. Последний его опус в этой сфере творчества – «Девять духовно-музыкальных сочинений» – будет издан в третьем, завершающем, томе серии V Академического полного собрания сочинений.

Зенитные фонари над Московской филармонией Презентации

Зенитные фонари над Московской филармонией

Что таится за слоями краски на фасаде Зала Чайковского, рассказывает главный архитектор проекта реставрации

Как вокалисту сделать качественную запись для конкурса? Презентации

Как вокалисту сделать качественную запись для конкурса?

Режиссер музыкального театра Дмитрий Отяковский с детства увлекается миром кино и звукозаписи.

В стороне от банальностей мейнстрима Презентации

В стороне от банальностей мейнстрима

Французский звукозаписывающий лейбл Aparté был основан в 2008 году Николя Бартоломе.

Ода попечительству и благотворительности Презентации

Ода попечительству и благотворительности

Благотворительный фонд поддержки Уральского академического филармонического оркестра отметил свое 25-летие