Светская львица Парижа События

Светская львица Парижа

В Москве стартовал Девятый фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку»

В начале сентября художественный руководитель форума, президент Ассоциации музыкальных театров Георгий Исаакян провел пресс-конференцию, посвященную открытию Девятого фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку». Проект объединяет музыкально-театральную культуру России. В 2024 году представлено около тридцати спектаклей из разных городов страны, таких как Астрахань, Волгоград, Рязань, Екатеринбург, Самара; из республик Башкортостан, Карелия, Удмуртия и других. В программе заявлен широкий спектр театральных жанров: опера, оперетта, балет, мюзикл. Особенное внимание уделено студенческим постановкам музыкальных театров. В рамках фестиваля проводится образовательная программа, куда входят конференции, мастер-классы, экспериментальные лаборатории, мероприятия для подрастающего поколения.

Георгий Исаакян напомнил, что «фестиваль “Видеть музыку” является примером тех самых горизонтальных связей и взаимопомощи внутри профессионального сообщества, которые необходимы для полноценного творческого развития всей отрасли». Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (который вместе с Минкультурой РФ поддерживает фестиваль), присутствовавший на пресс-конференции, также подчеркнул значимость проекта: «Сегодня “Видеть музыку” – это площадка не только для демонстрации творчества, но и для проявления смыслов, что особенно важно». Также поздравительные и ободряющие слова высказали художественные руководители и дирижеры крупных театров: Александр Алексеев, Фабио Мастранджело, Юрий Кочнев. Впервые с фестивалем будет сотрудничать и Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов: под ее эгидой пройдет серия лекций о современном музыкальном театре и форматах его освещения.

По регламенту фестиваля каждый театр привозит в столицу те постановки, которые он считает наиболее выигрышными. Выбор Санкт-Петербургского музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина остановился на редкой гостье на российской сцене – «Манон» Жюля Массне, показанной на сцене «Геликон-оперы». Безусловно, амбициозная попытка замахнуться на классика французской оперы Массне – часть политики, проводимой художественным руководителем Фабио Мастранджело, который с 2013 года расширял программу и возможности театра. И в данном случае конкурентов мало – кроме постановки МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (2016) других и нет. Причин тому несколько: пятиактная структура с большим количеством массовых сцен не очень хорошо воспринимается нынешней аудиторией и не вполне вписывается в формат современных спектаклей. Кроме того, необходимо вникнуть в стиль музыки, соединяющий разные тенденции конца XIX века. Но для опытного и именитого дирижера Фабио Мастранджело это не проблема. Его оркестр звучит прозрачно, но в то же время эмоционально, преодолевая неизбежную перегруженность оркестровой ткани. «В конце оперы не могу сдержать слез, настолько музыка Массне передает трагизм финала истории», – признается дирижер.

 

По задумке режиссера Георгия Исаакяна, действие перенесено в Париж на момент начала Второй мировой войны. Для аутентичности добавлены кадры военной хроники, а также подлинные обращения французских лидеров того времени – маршала Петена и генерала де Голля. Заметим, что антураж середины XX века не очень сильно меняет мотивацию героев или общую сюжетную канву (наверное, самое важное отличие в том, что Манон умирает в больничной постели с капельницей, а не по дороге в ссылку). Но это накладывает отпечаток на цветовую гамму спектакля, которая тяготеет к приглушенным холодным цветам – черному, темно-зеленому, синему. Декорации (Юлия Гольцова), видимо, для усиления «бытового» переосмысления сюжета, также достаточно минималистичные: пара столов и стульев, чемоданчики, лестница – казалось бы, что еще нужно для счастья?

Ну конечно, для счастья нужно сыграть любовь. У исполнителей главных ролей Анны Викулиной (Манон) и Кирилла Жаровина (де Грие) получается показать и любовь, и измену, и передать целую гамму эмоций. Чувствуется опытная рука Исаакяна, подталкивающего к детальной проработке образа. В большей степени это касается Манон, которая в начале оперы предстает невинной девочкой, все время нервно улыбаясь и ломая руки, тогда как в середине оперы ее осанка и манеры становятся более уверенными, но к концу ее оптимизм пропадает, и она выглядит абсолютно сломленной. Де Грие как-то совсем не меняется, что даже странно, учитывая, что между полным устремлений благородным сыном графа и аббатом, пытающимся подавить травму, разница большая. Тигрий Бажакин (Леско, кузен Манон) и Илья Лавелин (Гийо) составляют достойную оппозицию нашим героям – за ними интересно наблюдать, и сами их голоса приятно звучат.

 

Хотя опера поется на французском, нужно заметить, что некоторые аккомпанированные диалоги даются на русском. Исаакян поступил оригинально и мудро: вместо того, чтобы певцам неловко переходить с пения на иностранном языке на разговор по-русски, мысли и невысказанные желания произносятся через динамики «за кадром», пока исполнители молчат. Это интересный прием, который поначалу приводит в замешательство, но затем даже оживляет действие. Есть что-то близкое фильмам в жанре нуар, где внутренние монологи героев – обычное дело.

Будучи одним из первых спектаклей фестиваля, «Манон» задает определенный тон последующим постановкам и отражает нарождающийся во многих театрах тренд на аккуратный баланс между режиссерским переосмыслением и сохранением констант авторского замысла.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»