Свобода, равенство, сестринство События

Свобода, равенство, сестринство

На сцену лондонского Ковент-­Гардена вернулся еще один проверенный временем спектакль – «Тоска» Джонатана Кента. Эта постановка в 2006 году пришла на смену легендарной постановке Франко Дзеффирелли, продержавшейся в репертуаре сорок лет и изрядно обветшавшей. Кенту и его частому соавтору, художнику Полу Брауну, удалось сделать спектакль, который выглядел достаточно консервативно, но при этом не повторял дзеффиреллиевских визуальных решений, и начинить его жесткими и яркими режиссерскими идеями.

В отличие от Дзеффирелли, эффектно сервировавшего и никак не комментировавшего драматургию Пуччини, создатели новой постановки постоянно напоминали зрителю, что в заглавии оперы – имя женщины. Женщина эта живет в мужском мире, где ей положено быть только исполнительницей: и музыки, и чужой воли. Но Тоска в самом деле особенная, она всегда делает не то, чего от нее ждут:то некстати поверяет секреты духовнику, то повышает голос в церкви, не слушает приказа своего любовника молчать, не подчиняется насильнику, даже в ситуации отсутствия выбора находит решение – умирает.

При этом опера «Тоска» как бы специально устроена так, чтобы зрителю интереснее всего были мужчины. Фактически катализатор действия, Тоска кажется чужим инструментом – не более.

Команда Кента не принимает такое положение дел как данность. В качестве центральной проблематики они выбирают саму расстановку сил, в частности вопрос о том, почему свободная воля Тоски для любящего ее и, очевидно, склонного размышлять о социальной несправедливости Каварадосси оказывается в слепом пятне так же, как и для Скарпиа, об обществе не рефлексирующего, зато наблюдательного сыщика. Тоска Кента – дива поневоле, ее личные убеждения для внешнего мира становятся бутафорией. Даже искренняя вера маркирована нарочито крупным и сверкающим крестом, частью наряда для исполнения кантаты перед королевой.

В прическу Тоски в первом акте вплетена красная ленточка. Такая же, как шнурок, на котором Каварадосси носит ее портрет: в женщине главное – красота. Эту ленточку похотливо вытащит Скарпиа со словами: «Я отдал бы жизнь, чтобы осушить ваши слезы». Так и получится.

Если вспомнить биографию Пуччини и почитать его письма, в подходе Кента легко заметить вызов автору, но этот картель составлен предельно тактично и уважительно. Хотите получать удовольствие от напряженного пуччиниевского театра, радоваться любимым сценам и любоваться пышными детализированными декорациями – пожалуйста. Под палочку Антонио Паппано, любителя резких контрастов и веристских страстей, спектакль Джонатана Кента стал «Тоской» почти на любой вкус. И, разумеется, прижился. Со временем постановка стала удобной скорлупой для регулярных неавторских возобновлений и звездных вводов. Так рыцарь, победивший дракона, нередко сам превращается в дракона.

И тут за дело взялись женщины.

В декабре 2021 года капитальное возобновление спектакля сделала молодая режиссерка Эми Лейн. Лейн начинала как певица, до недавнего времени она заведовала труппой Ковент-­Гардена, сейчас работает художественным руководителем Копенгагенского оперного фестиваля. Лейн не боится собственных масштабных проектов (в Опере Лонгборо она с 2019 года постепенно ставит вагнеровскую тетралогию), но в основном восстанавливает и сохраняет репертуарные спектакли в крупных оперных домах. Лейн любительница и знаток оперы как театрально-­музыкальной формы искусства, и это делает ее восстановления нерутинными и неизменно тщательными. Временами заостряя акценты, Лейн ничего не упрощает. В «Тоске» она сохранила и детальность работы с артистами, и общую большую форму.

Ее союзница – дирижерка Оксана Лынив. Сегодня Лынив не нуждается ни в представлениях, ни в апологиях. Она из тех немногих, кто пробил «стеклянный потолок» и доказал, что профессия дирижера, запруженная мужчинами-­посредственностями, вполне подходит и женщине. Уже одно это делает Лынив подходящей фигурой, чтобы встать за пульт кентовского спектакля. Лынив показывает себя и как неординарный театральный музыкант. Под ее управлением оркестр не иллюстрирует происходящее на сцене и даже (о ужас!) не направляет его: он реагирует и откликается. Мы наблюдаем рождение музыки из духа мелодрамы – но, родившись, музыка уверенно берет свое. Убедительно показать необходимость третьего акта – задача непростая (как мы помним, сам Пуччини справился с нею не вполне), а бытописание утреннего Рима рискует превратиться в прикладную звукоизобразительность даже под палочку опытного маэстро. Лынив же как раз ­здесь-то и находит Пуччини-­музыканта, которому абстракции звука не менее важны, чем театральная прагматика.

Елена Стихина – Тоска

Третья героиня восстановления – сопрано Елена Стихина в заглавной партии. Стихина, безусловно, из числа артистов, по работе которых будущие историки оперы составят представление о нашем времени с его вокальными практиками и театральными обыкновениями. Стихина ни на кого не похожа, никому не подражает, ни с кем не соперничает, она сама определяет границы и возможности сценического опыта, стремится как можно точнее уловить и ретранслировать идеи композитора и режиссера. Ее Тоска тоже, прежде всего, великая певица, по-настоящему живущая искусством. Слава для нее – некоторая неизбежность, настоящая Тоска – та, что приносит цветы для Мадонны, мечтает о том, как на уединенной вилле вместе с возлюбленным услышит «голоса всего на свете». В финале она не спрыгивает с бутафорской стены, кокетливо подобрав юбки, а бесстрашно падает в бездну – умирает так же, как жила.

Мужские работы в «Тоске» тоже неординарные. В партии Каварадосси вышел молодой британский тенор Фредди де Томмазо, возможно, еще не готовая звезда, но совершенно точно многообещающий певец и одаренный актер. Скарпиа баритона Алексея Маркова постоянно улыбается и плевать хотел на этику, это очаровательный и, по счастью, некарикатурный злодей. Наконец, тенор Хьюберт Фрэнсис – Сполетта из премьерного состава, регулярно возвращающийся в спектакль, – в очередной раз смело вывел своего героя в число главных.

Прожив в Ковент-­Гардене пятнадцать лет, «Тоска» Джонатана Кента родилась заново. Проект TheatreHD, транслировавший спектакль в российских кинотеатрах, объявил его премьерой. Если судить по свежести и актуальности постановки, так оно на самом деле и есть.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии