Связанные одной эпохой Книги

Связанные одной эпохой

Вышла книга о жизненном и творческом пути двух выдающихся композиторов XХ века

Судя по названию, книга известного российского музыковеда Александра Белоненко «Мечислав Вайнберг и Георгий Свиридов: переплетение судеб», выпущенная издательством «Композитор. Санкт-Петербург», должна быть интересна, прежде всего, двум группам любителей музыки. В первую очередь поклонникам творчества Свиридова, так как это далеко не первая работа автора, посвященная этому композитору. Александр Белоненко — племянник композитора и президент Национального Свиридовского фонда, не только обладает уникальной возможностью доступа к редким материалам Свиридова, но и явно ориентируется в них, как никакой другой историк музыки. С другой стороны, эта книга, будучи актуальным вкладом в развитие еще небольшого по объему собрания материалов о Мечиславе Вайнберге, и представленная как взгляд на композитора сквозь призму отношений с другим выдающимся современником, представляет собой интересный материал для исследователей музыки Вайнберга.

Автор признается, что в немногочисленных биографических работах, в воспоминаниях родных и друзей Вайнберга имя Свиридова занимает ничтожное место, а в разговорах с Георгием Васильевичем тот изредка вспоминал своего друга Вайнберга. И все же, несмотря на небольшое количество сохранившихся личных документов композиторов (Вайнберг, в частности, «не оставил дневников, старался не давать интервью, мало кому рассказывал о своей жизни»), автор поставил перед собой непростую задачу «представить взаимоотношения этих ярких личностей как органическую часть истории отечественной культуры, в контексте драматических событий ХХ века».

Георгий Свиридов Избранное. Мелодия 2 CD

Чтобы воссоздать реалистическую картину развития отечественной музыки второй половины ХХ века, А. Белоненко широко обращается к документальным источникам: письмам, официальным документам, архивным материалам, работам российских и зарубежных музыковедов. Большая часть упомянутых материалов имеется в открытых источниках и изданных литературных материалах, но здесь впервые они собраны воедино. Сама работа логично сконструирована из четырех глав, в хронологические рамки которых от 1940-х до 1990-х годов автор размещает свой рассказ о взаимоотношениях Свиридова и Вайнберга. Основное содержание книги, таким образом, занимает презентация огромного количества документалистики, однако она сделана не в форме сухого цитирования, а эмпатического комментирования, что производит большое впечатление на читателя. Наглядным примером служит раздел «Пятилетка “Великой дружбы”: итоги» третьей главы. По ходу текста видно, что хронология является только рамкой повествования, а само переплетение судеб героев книги, Свиридова и Вайнберга, автор показывает трояко. Во-первых, это различные встречи и события в их частной жизни из разряда «бывают странные сближенья…»: общие учителя, друзья, общие музыкальные знакомые, когда-то появившиеся в жизни каждого из них (пусть в разное время); общая жизнь в одной квартире, на одной даче (пусть краткая, но имевшая место). Очевидно, в этой сфере зародились их особые отношения, претерпевшие много испытаний и сохранившиеся до конца их жизни. Во-вторых, деятельность в одном общественном пространстве (в частности, в музыкальном сообществе), где их позиции во многом совпадали. На фоне бурных событий, происходивших в жизни страны, оба композитора были в поисках своей творческой идентичности, где-то уступая стечению обстоятельств и становясь временами «легкожанровыми авторами» (по выражению Георгия Свиридова). «Оба жили, — пишет Александр Белоненко, — понимая, в какой стране и в какое время они живут. Жили, не питая иллюзий, смиряясь с судьбой. Каждый из них осознавал, к какому роду-племени принадлежит, знал, что его народ имеет собственное имя, язык, память». И наконец, близость в самом музыкальном творчестве. Здесь автор указывает на более глубокое, концептуальное сходство композиторов. По его мнению, для них обоих оно лежало в приоритете вокальной музыки, в сочинениях, связанных со словом. Если относительно творчества Свиридова такое утверждение не вызывает вопросов, ибо его романсы, хоры, песни — классика вокального жанра, то подобное возвышение вокальной музыки над огромным массивом произведений Мечислава Вайнберга кажется несколько преувеличенным. Обосновывая свою позицию и анализируя вокальную музыку композитора, Белоненко обращается к польской теме у Вайнберга, отдельно разбирая биографию и творчество Юлиана Тувима и других польских поэтов. Автор не обходит вниманием и несчастливую судьбу кантаты Вайнберга на слова Тувима «Петр Плаксин» (соч. 91, 1966), посвященную Свиридову (заинтересованный читатель может познакомиться со статьей Ю. Абдокова «Запрещенный Вайнберг: кантата “Петр Плаксин”. Опыт первого прочтения» в журнале Opera musicologica, № 4, 2021). В контексте содержания поэмы «Петр Плаксин» и ее интерпретации, данной Белоненко, нельзя не согласиться с тем, что посвящение такого нетривиального произведения Вайнберга Свиридову в определенной степени говорит и о нетривиальности их отношений. Становится очевидным, что они хорошо понимали друг друга, и не случайно одна из самых точных и лаконичных характеристик Вайнберга принадлежит перу именно Свиридова: «Метэк — замечательный, редкий музыкант, прекрасный человек. Бурная судьба. Воробей в урагане». В истории перипетий постановки оперы «Пассажирка» Вайнберга (раздел четвертой главы), в рассказе о последнем свидании композиторов, в описании их редкой, но глубокой и трогательной переписки Александру Белоненко удалось показать консолидацию и взаимную поддержку композиторов.

Мечислав Вайнберг Избранные сочинения Мелодия 3 CD

В целом автор воссоздал яркую документальную картину музыкальной жизни страны в ХХ веке и вывел на ее фоне впечатляющие фигуры двух поистине больших личностей, для которых музыка «во все времена должна быть сочинена естественно и искренне».

Фактические ошибки в книге встречаются редко и в основном касаются текста с описанием биографии и творчества М. Вайнберга, то есть сравнительно нового направления исследований автора. Например, вдова композитора Вайнберга Ольга Юльевна названа Ольгой Юрьевной [c. 7]; учителем Вайнберга в Минске назван профессор В. А. Богатырев, а таковым был В. А. Золотарев [c. 24]. Последняя ошибка особенно досадна, так как, помимо опечатки в фамилии, о Золотареве, к большому сожалению, ничего не сказано в данной работе, хотя Мечислав Вайнберг был многим обязан ему в своем музыкальном становлении.

Несмотря на отмеченные неточности, книга Александра Белоненко является очень важным дополнением к биографиям как Свиридова, так и Вайнберга и познавательным чтением не только для исследователей творчества этих композиторов, но и для широкого круга любителей музыки, интересующихся историей отечественной культуры ХХ века.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи