Szymanowski Reimagined <br>Andrzej Boreyko, Warsaw Philharmonic <br>Accord Релизы

Szymanowski Reimagined
Andrzej Boreyko, Warsaw Philharmonic
Accord

Альбом Szymanowski Reimagined мировая пресса проигнорировала, по крайней мере, пока, хотя он заслуживает внимания по нескольким причинам. Во-первых, это последний альбом, который выдающийся дирижер Андрей Борейко выпускает с Варшавским филармоническим оркестром в качестве его музыкального руководителя. В нынешнем году завершается их пятилетнее сотрудничество, включающее множество успешных гастролей и ряд записанных альбомов, в основном с музыкой польских композиторов; это, возможно, лучший из них.

Во-вторых, новая удачная запись сочинений Кароля Шимановского — сама по себе событие; наряду с Паулем Хиндемитом он из тех композиторов, чей статус классиков первой половины ХХ века несомненен, однако исполнители любят их как будто больше, чем публика, которую не манят в залы их имена на афише. Между тем наследие Шимановского — не просто образец музыкального импрессионизма со славянским колоритом, но совершенно самобытный феномен, которому невозможно подражать: чего стоят два скрипичных концерта, не говоря уже о вокальных, камерных и фортепианных произведениях. Все они не раз записаны, но предстают в незнакомом обличье на диске, озаглавленном Szymanowski Reimagined — Шимановский переосмысленный, если угодно, перепридуманный.

И это в‑третьих: два шедевра, фортепианный цикл «Маски» и «Мифы» для скрипки и фортепиано, представлены здесь в переложениях для симфонического оркестра, на редкость удачных (в начале звучит также транскрипция одного из фортепианных этюдов). Оркестровка «Масок» записана, судя по всему, впервые; ее в 1985 году выполнил композитор и дирижер Ян Кренц, давший своей работе подзаголовок «симфонический триптих». Три пьесы цикла посвящены трем легендарным персонажам — Шехеразаде, Тристану (здесь — под псевдонимом Тантрис) и Дон Жуану. Сложно утверждать, что оркестровка Кренца добивается именно углубления характеров, но «музыкальную роскошь» оригинала она, безусловно, укрупняет, делает более объемной. И во второй, и в третьей частях tutti завораживают так, что даже не сразу замечаешь, когда оркестр замолкает, уступая место блистательным ансамблям и соло: будто смотришь в калейдоскоп, где каждый новый узор еще красивее предыдущего.

Дело, однако, не только в красоте — и «Маски», и «Мифы» оркестрованы с полным пониманием духа музыки Шимановского. Ее загадочность, стремительность, ее импрессионистские «мерцания» идеально переданы и не менее удачно воплощены Варшавским филармоническим оркестром, с 1909 года регулярно исполнявшим музыку композитора, в том числе при его участии. Нидерландскому композитору Виллему Стритману принадлежит оркестровка «Мифов» — важнейшего произведения скрипичного репертуара, которое звучит и на исполнительских конкурсах, и в изысканных камерных программах. Можно было бы сказать, что в варианте для скрипки с оркестром «Мифы» как бы становятся еще одним скрипичным концертом Шимановского, если бы не то, что собственно виртуозное концертирование здесь появляется только во втором разделе из трех («Нарцисс»).

Часть первая («Фонтан Аретузы») и финал третьей («Дриады и Пан») по духу совершенно не концертны — напротив, музыка задумчива, нетороплива, с постоянной вопросительной интонацией, звучащей и в начале «Нарцисса» до того, как все вдруг заискрится и взлетит. Солистом выступает Бартломей Низёл — на его счету ряд побед на крупных международных состязаниях, включая конкурс имени Маргерит Лонг, Жака Тибо и Режин Креспен в Париже; с 2003 года он концертмейстер оркестра Цюрихской оперы, прежде занимал тот же пост в оркестре цюрихского Тонхалле. «Мифы» Низёл представляет в манере почти забытой, благородной, чтобы не сказать старомодной, напоминающей великих мастеров прошлого. В последнюю минуту монолог скрипки звучит едва слышно, и трудно поверить, что у столь яркого сочинения такой тихий финал, но это именно он.