Так берегись любви моей События

Так берегись любви моей

В Москве отметили юбилей со дня премьеры «Кармен» Бизе

«Лишний билетик» на юбилейное исполнение оперы Жоржа Бизе «Кармен» в Концертном зале имени П.И.Чайковского спрашивали многие, но достать его было нелегко. Зал распродали быстро, хотя публике предложили семистейдж, а отнюдь не полноценную постановку, которая есть почти у каждого московского театра, и состав исполнителей формировался практически целиком из дебютантов. 150 лет назад, в день премьеры в парижской Opera-Comique, подобное вряд ли можно было себе представить. «Кармен» тогда провалилась по разным причинам, одна из них – обманутые ожидания публики, поскольку вместо «стандартного» незатейливого лирического сюжета на сцене разворачивалась сложная психологическая драма со свободолюбивой и соблазнительной цыганкой в эпицентре. Вскоре после смерти Бизе началось мировое признание «Кармен». С тех пор титульная партия украшала репертуар самых известных певиц, в России знаковые интерпретации образа главной героини создали Вера Давыдова, Мария Максакова, Ирина Архипова и, конечно, Елена Образцова, чей Благотворительный фонд и организовал празднование дня рождения оперного шедевра.

Ожидания относительно Василисы Бержанской в партии Кармен не оказались обманутыми. Наверное, многих удивило, что в программке Кармен обозначена как сопрано, но это не опечатка. Певица долгое время строила карьеру в амплуа колоратурного меццо, хотя голос вполне позволяет ей развиваться в более высокой тесситуре, на что сейчас она и делает ставку. Партия Кармен с этой точки зрения идеально подходит как «золотая середина»: редкие возможности голоса, которыми Василиса пользуется с умом, во многом и определяют ее нестандартное прочтение популярнейшей роли.

Бержанской не нужно, как многим меццо «русско-веристского» типа, чрезмерно «заглублять» звук в нижнем регистре или преодолевать препятствия к редким в партии Кармен «верхам», оправдывая эти приемы эмоциональным наполнением образа. Своим голосом она все озвучивает полноценно, но при этом поет деликатно, без тембровых потерь и регистровых «швов», что только придает героине волевого темперамента и глубины. В Хабанере, например, певица подбирает такую гибкую нюансировку в градациях тихой динамики, что знакомая до боли музыка кажется утонченной музыкальной импровизацией. Сцену гадания Кармен она интерпретирует как сокровенную молитву, что даже подчеркнуто уединенной мизансценой. Волей-неволей начинаешь сопереживать и не так однобоко смотреть на спорные поступки Кармен, которая у Василисы Бержанской получилась многогранной личностью, трансформирующейся на протяжении всей истории.

 

Безусловно, добиться столь сильного эффекта певице помог театральный опыт: в партии Кармен она дебютировала относительно недавно, но уже спела ее в спектаклях Венской оперы и Ковент-Гардена. В Москве тоже не обошлось без режиссуры, лаконичную полуконцертную постановку осуществил Ростислав Протасов. Он грамотно решил самый сложный момент – финал: мудро вынес «за скобки» момент гибели Кармен от рук Хозе, чем избавил публику от лишних оперных условностей. Режиссер добился от артистов органичного существования на сцене без мизансценических «перегибов», не перегрузил и без того заполненную музыкантами филармоническую сцену.

Дирижер Феликс Коробов управлял БСО имени Чайковского, 95-летию этого оркестра также посвящалось исполнение «Кармен». Не стоит удивляться, что общая громкость и баланс между солистами и хором, стоящим сзади, отличаются от той картины, которую мы привыкли слышать при наличии оркестровой ямы и вовлечении артистов хора в действие. В таких условиях, возможно, не всегда удавалось добиться комфортных темпов, но было и много удачного: приемлемый аккомпанемент с минимальными расхождениями, выразительный антракт к третьему действию, стремление к смелым контрастам и энергичному развитию событий.


Все солисты, задействованные в исполнении «Кармен», – лауреаты Конкурса Елены Образцовой. На предпоследнем, в 2023 году, серьезным открытием стал Игорь Онищенко. В тот момент он еще только начинал перестраиваться из баритона в драматического тенора, и сегодня тернистый путь пока не завершился. И конечно, это было слышно в его хоть и тщательной, но несовершенной работе над партией Хозе. И дело не только в дебютном волнении, чуть «подкосившем» артистическую свободу и некоторые ансамбли. По ощущениям, нужно дать ему еще год-два, и верхние ноты обретут уверенную стабильность, а все остальное уже есть – яркий тембр, фактурная внешность. И учится он в правильном месте – в Молодежной программе Большого театра.

Юбилейный оперный вечер однозначно стал важным этапом для Елизаветы Кулагиной. Кто-то слышал ее на последних крупных конкурсах, кто-то заходил на спектакли в «Геликон», но именно сейчас исполнением идеально подходящей для нее партии Микаэлы она уверенно представила слушателям несомненный творческий рост и зафиксировала взятую вокальную вершину настоящей артистки. Все остальные роли также были в надежных руках. Харизматично и мощно озвучивая зал, спел партию Эскамильо Дмитрий Чеблыков. Сопоставимы с уровнем ключевых солистов оказались также исполнители и маленьких ролей, что большая редкость для нашей повседневности. Сержанта Моралеса, который в опере выходит на сцену самым первым и лихо задает «тон», отлично сыграл достойный более серьезных задач Николай Землянских, капитана Цунигу – Георгий Екимов, цыганок Фраскиту и Мерседес – Амра Барганджия и Лора Григорьева, контрабандистов Данкайро и Ремендадо – Азам Цалити и Кирилл Попов. Несомненно, украсил исполнение Детский хор Большого театра под руководством Юлии Молчановой.

 

Фонд Елены Образцовой, как все знают, много сил вкладывает в образовательную миссию. И работа над «Кармен» не стала исключением: молодые артисты перед дирижерскими репетициями получили возможность поработать над партиями с концертмейстером Еленой Сосульниковой (которая сейчас учится симфоническому дирижированию в Московской консерватории). Преподаватель французской вокальной фонетики Юлия Синица досконально шлифовала произношение не только с солистами, но и с Госхором имени Свешникова, чью подготовку к проекту, помимо руководителя Екатерины Антоненко, осуществлял хормейстер Глеб Кардасевич. Не случайно после большого успеха «Кармен» публика стала интересоваться, повторится ли такой вечер вновь. Ответить на вопрос сложно, поскольку история затратная и собрать в одну дату хороших певцов проблематично, но телеканал «Культура» осуществил съемку и обязательно покажет запись получившейся «Кармен-XXI» в эфире.

Очарован, восхищен, раздавлен События

Очарован, восхищен, раздавлен

«Самсон и Далила» стала главной оперной премьерой Дягилевского фестиваля

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова