В январе 2024 года на лейбле FANCYMUSIC выходит первый монографический релиз российского композитора из Перми Александра Хубеева. Исполнители – струнный квартет Vacuum; для них этот диск – продолжение серии квартетов современных композиторов. На том же лейбле уже вышли записи с музыкой Дмитрия Курляндского и Алексея Сысоева.
Александр Хубеев – композитор с уже устоявшейся международной репутацией, особенно благодаря выигранному им престижному композиторскому конкурсу Gaudeamus Prize. В России Александр занимается не только композиторской, но и кураторской деятельностью. Он художественный руководитель Академии молодых композиторов в Чайковском, сооснователь мультимедийного фестиваля «Биомеханика», куратор композиторских онлайн-курсов Академии reMusik.org.
В альбом «Тактильные иллюзии» вошли его четыре пьесы для квартета. И если первые две озаглавлены как «струнный» квартет и написаны хронологически еще близко ко времени обучения в консерватории, то третий и четвертый «квартеты» уже расширяют границы жанра.
Александр Хубеев известен тем, что в своем творчестве, с одной стороны, активно использует расширенные техники игры, с другой – включает в свои произведения различные медиа: электронику, свет. И если в ранних сочинениях он использует еще довольно понятные техники, то более поздние его сочинения почти всегда сопровождаются обширной легендой (аннотацией для исполнителя, поясняющей приемы звукоизвлечения и авторскую нотацию, в некоторых случаях – расположение инструментов на сцене, движения исполнителей), без изучения которой воспроизвести нотную запись невозможно (в «Острове возрождения» она занимает девять страниц). Часто композитор включает в сочинения бытовые объекты или прибегает к использованию атрибутов других музыкальных инструментов: палочки от ударных инструментов для игры на струнных и тому подобное.
Альбом «Тактильные иллюзии», таким образом, отражает некую эволюцию в творчестве композитора, предлагая слушателю четыре его композиции. Первый квартет, построенный на идее создания собственной микрохроматики, отсылает нас к звучаниям Лигети и Хааса. Во втором уже используются кусочки пенопласта, подложенные под струны. Здесь продолжается микрохроматика, и в какой-то момент по звучанию невозможно определить, это струнный квартет или настройка электроаппаратуры, дисторшн, «заводка» микрофонов. Акустическое звучание становится невозможно отличить от электронного. Хотя в квартете нет ни одного звука, созданного при помощи электроники.
Последние две пьесы («Остров возрождения» и «Тактильные иллюзии»), по признанию композитора, не обязательно должны играть исполнители на струнных инструментах, в них не требуется навыков игры именно на скрипке, альте или виолончели, эти произведения могут быть исполнены музыкантами других специальностей или даже перформерами. Так, «Остров возрождения» (2015) был написан для ансамбля Slagwerk den Haag (сейчас – HIIIT) и специально сконструированных инструментов со струнами, грузилами и бутылками, в этой пьесе использована также электроника. В «Тактильных иллюзиях» (2019) от струнного квартета остаются только сами инструменты, расположенные горизонтально на столах. Исполнители предварительно препарируют инструменты и не используют смычки, извлекая звуки при помощи различных устройств, будь то палочки или гитарные слайдеры.
Эти и другие исследования в области звука и звукоизвлечения привели к тому, что стиль Хубеева узнается на слух. Его произведения – всегда интересно выстроенные звуковые полотна, вслушиваясь в которые можешь только гадать, каким образом создается тот или иной тембр.