Танцуя в пространстве бурятского мифа События

Танцуя в пространстве бурятского мифа

Национальный эпос – в балетной премьере в Улан-Удэ

Мировая премьера балета Анастасии Дружининой на либретто Геннадия Башкуева «Земля веры – Баргуджин Тукум» прошла в Бурятском оперном театре накануне празднования столетия республики.

Первый национальный балет появился в Бурятии еще до того, как в 1952 году в центре столицы республики Улан-Удэ было воздвигнуто величественное здание оперного театра, по праву ставшего архитектурным шедевром города. Один из основоположников бурятской музыкальной академической традиции Дандар Аюшеев написал балет «Бато» во второй половине 1940-х. В 1948 году это произведение было поставлено, однако позже все материалы были уничтожены автором, и можно только догадываться, что из себя представлял этот спектакль. Во второй половине XX века в республике возник еще ряд музыкальных сочинений на национальные темы, среди которых особенно можно выделить балет «Красавица Ангара» Льва Книппера и Бау Ямпилова, ставший одной из визитных карточек театра (совсем недавно он был показан на гастролях в Чите).

В Москве прошел финал Всероссийского конкурса этнической музыки «Вся страна»

Балет «Земля веры – Баргуджин Тукум» –  плод сотрудничества выпускницы Бурятского колледжа искусств имени П. И. Чайковского и Московской консерватории композитора Анастасии Дружининой и члена Союза писателей, заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия, драматурга, либреттиста Геннадия Башкуева. В 2021 году произведение победило на объявленном в честь столетия республики специальном конкурсе. Соответственно, незадолго до юбилея, с торжеством отмечавшегося в начале июня этого года, и состоялась премьера. В бурятских сказаниях «Баргуджин Тукум» – особая Земля Веры возле священного Байкала, где обитают тысячи духов, где объединились протобурятские племена, где встретились шаманизм и буддизм. Либретто балета было составлено на основе бурятских сказаний, мифов и исторических хроник. Два главных персонажа – прекрасная Асуйхан и отважный Тумэн – по замыслу создателей, символизируют разные верования, шаманизм и буддизм, находящиеся сначала в антагонизме, но затем через череду испытаний приходящие к гармонии. Комментарий авторов балета, «главные герои – души влюбленных, путешествующих по разным измерениям и встречающихся в новом перерождении», вызывает ассоциации с известным фильмом «Облачный атлас», однако постановщики не стали устраивать временные и жанровые контрасты, выдержав всю историю в едином, скорее фэнтезийном стиле. Два действия балета оказались разделены на двадцать эпизодов (одиннадцать – в первом и девять – во втором), плавно перетекающих друг в друга. Анастасия Дружинина создала выразительную партитуру, в которой звучание натуральных инструментов и голосов особым образом сочетается с шумами и электронными сэмплами. Композитор постаралась объединить современные композиторские техники (прежде всего минимализм) с этническими элементами, взятыми из бурятского фольклора (в первом действии звучит песня «Хун шубуун» в исполнении национального коллектива «Сахюур»). Получился органичный синтез, напоминающий местами саундтрек к масштабной киноленте, наполненной контрастными эпизодами. Свою лепту в звучание музыки внес аранжировщик Юрий Банзаров, добившийся оптимального баланса между электроникой и натуральными тембрами. Сама же запись фонограммы, под которую идет балет, прошла под руководством художественного руководителя театра дирижера Владимира Рылова, отвечавшего за точность предписанных в нотах ритмов и динамики.

Сотворивший визуальный образ спектакля Никита Дмитриевский с помощью хореографии, сценографии и света, используя конкретные художественные и пластические приемы, объединил картины в единое целое, выстроив захватывающую драматургию. Пространство сцены становилось то плотно заселенным (женский кордебалет в «Обряде заплетания кос» из первого действия, мужской – в поединке «Годоhon» идущий следом, экспрессивная картина «Му-шубуун – плохие птицы»), то, наоборот, разрежалось, давая возможность главным героям свободно парить, выражая свои чувства. Висящий сверху огромный круг из изогнутых жердей, напоминавший ребра традиционной бурятско-монгольской юрты, во втором действии сменился также расположенным горизонтально над сценой огромным колесом, отсылающим к форме знаменитого буддийского круга сансары, связь с буддизмом была усилена традиционными орнаментами в глубине сцены. Таким образом, был подчеркнут переход из мира Асуйхан в пространство Тумэна, похищающего в финале первого действия возлюбленную и переносящего ее к себе. Висевшие сверху кольца внизу словно отражались в характерных движениях кордебалета, двигавшегося то непрерывной линией, то образовывавшего два разнонаправленных круга, один из которых шел по часовой стрелке, а другой – против, то вырисовывавших движениями восьмерку (эпизод «Танцующие призраки» из первого действия с характерными воздеваниями рук вверх).

Подобно тому, как в музыке сплавлялись между собой лирические темы, отрывистые паттерны, шумовые эффекты и фольклор, в хореографии был представлен симбиоз классических балетных па и элементов современного балета, премудрости которого Никита Дмитриевский постигал в труппе легендарного Иржи Килиана. Музыкальный ритм точно совпадал с ритмом пластическим, образуя особую магию, открытую в свое время еще Игорем Стравинским в его знаменитых балетах. Отголоски Стравинского чувствовались и в «Баргуджин Тукум». Так, «Обряд заплетания кос», с вращающимися вокруг невесты балеринами перекликался со «Свадебкой», мир шаманов с его темным колоритом, духами-стражами, стерегущими души в клетках, напоминал мрачные картины Кащеева царства из «Жар-птицы», а жестокий мужской поединок с характерными движениями ног – экспрессию «Весны священной». Собственно, выразительный эффект достигался за счет умелого чередования плавных и резких или пунктирных движений, совпадающих с музыкой. Например, в начале второго действия в па-де-де главные герои словно парили, делая взмахи под пиццикато струнных, вышедший после дуэта женский кордебалет на пуантах точно совпадал с ритмическими фигурами в музыке. А характерные звуки варгана в сцене борьбы с тенью отражались в мерных «вздохах» взявших героиню в кольцо «стражей». Эпилог балета, следующий после трагической кульминации (герои гибнут под натиском мрачных теней, опутанные «веревками-косами»), начинается с мерного шага идущих навстречу друг к другу спинами мужских и женских фигур, среди которых вдруг оказываются и Асуйхан с Тумэном, ощупывающие друг друга и как бы знакомящиеся заново. Танцевавшим и в первом (Александра Богданова и Эльдар Ванданов), и во втором (Юлия Банзаракцаева и Булыт Раднаев) составе солистам удалось в полной мере показать широкую гамму эмоций, от нежной трепетности до экстатического восторга. Ассистент хореографа-постановщика Евгения Цыренова играла также роль одного из стражей и тени главной героини, вступающей с ней в жестокий поединок. Условность философского сюжета с его отсылками к мифам и легендам не стала помехой для создания подлинно динамичного действа, увлекающего в национальную и вместе с тем общечеловеческую историю, через которую мы познаем прошлое и предвосхищаем будущее.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой