Танцующая «Травиата» События

Танцующая «Травиата»

Владимир Кехман дебютировал как оперный режиссер

Худрук Михайловского театра Владимир Кехман в начале февраля представил свой первый оригинальный спектакль – оперу Верди с названием… «Дама с камелиями». Что это за новый опус, в котором даже балерины поют, а сам спектакль к финалу все чаще отдаляется от искомой оперы, расскажем дальше.

«После окончания ГИТИС я очень хотел сделать два спектакля: один балет и одну оперу», – говорит Владимир Кехман в ролике, снятом к премьере, в социальных сетях театра. Очевидно, что его идея как-то трансформировалась и в итоге воплотилась в формате «два в одном» – в спектакле главная героиня балерина, при этом поющая. Для эксперимента была выбрана «Травиата» Верди.

Вероятно, господин Кехман следит за театральной модой. Действительно, идея подружить оперу с балетом в одном спектакле сегодня в тренде. Недавно Кристоф Лой поставил на пуанты Асмик Григорян в «Русалке» Дворжака, а Олесю Головнёву – в спектакле по романсам Чайковского «Средь шумного бала». Дмитрий Черняков соединил «Иоланту» и «Щелкунчика» в одном вечере. Наконец, мысль хореографической разработки «Травиаты» могла прийти Кехману и при просмотре балета «Маргарита и Арман» Аштона (на сюжет той же «Дамы с камелиями», что и опера), который сегодня идет в Мариинском театре.

Маргарита и Арман есть и в нынешнем спектакле. Режиссер вернул героям Верди (Виолетте и Альфреду) имена либреттного источника – романа Дюма. Парижская куртизанка стала у Кехмана петербургской балериной. Ее драма – в нежелании молодого любовника Армана делить ее (кто бы мог подумать!) с миром искусства, то бишь с балетом. Ее спаситель – барон Дюфоль. Он, вероятно, мафиози: прилюдно убивает Армана и при этом остается безнаказанным. Отсутствие Армана полностью меняет финал истории Верди. Маргарита – о, чудо – вновь возвращается к Дюфолю и балету, оживает с мажорной арией Sempre libera на устах (не спетой вовремя в первом действии), которую сопровождает энергичным взмахом – если не ног, то рук.

История на новый лад рассказана привычно – в романтических интерьерах и таких же костюмах (Вячеслав Окунев). Холодный аристократичный петербургский стиль передан визуально через свет (сдержанная световая гамма) и архитектуру помещений – с их огромными панорамными окнами. Лишь убранство казино подчеркнуто аляповато, чтобы потом снова смениться аристократическим и сообразно ситуации с оттенком траура черным.

 

Не стоит обольщаться, что вокальная и хореографическая ипостаси Маргариты идентичны. В таком случае исполнительница главной роли Маргарита Шаповалова должна была бы продемонстрировать виртуозные балеринские па, раз весь первый акт она в сильфидовском тюнике. В спектакле этого не происходит, хореографическая составляющая лишь едва намечена (автор – Александр Омар). Похоже, задача невыполнима. А создать танцующего двойника Маргариты как-то не пришло в голову. Вот с этого момента и начинается недоверие к задумке постановщика. Все дальнейшее телесное поведение Маргариты – еще большее удаление от балета. Не в сторону ли оперы?

Возможно, и так, если бы не сильное сокращение вердиевского текста. В таком виде – дайджеста, как представлена нынешняя «Травиата», – ее буквально не узнать. Режиссер и дирижер спектакля Александр Соловьёв посчитали нужным убрать многие коронные арии героев, тем более дуэты и хоровые сцены. Поэтому характеристика героев вышла слишком эскизной, лишенной глубины, а вердиевский психологизм буквально улетучился: нет (исключенной) музыки – нет драмы. К сожалению, певцы в таких обстоятельствах фактически не смогли развернуться, хотя их уровень и удовлетворял оперным задачам: в голосе Маргариты Шаповаловой (Маргарита), ровном на всем диапазоне, привлекла внимание драматическая краска, у тенора Егора Мартыненко (Арман), напротив, лиричность и мягкость ведения, у Александра Шахова (Жорж, отец Армана) – эмоциональная палитра и богатый тембр.

Новый спектакль назван в Михайловском театре в согласии с Дюма – «Дамой с камелиями». И уже в этом господин Кехман честен с публикой, словно говоря, что его творение лишь отчасти соприкасается с оперой. Другое дело, что здесь хвост неожиданно начинает «вилять собакой». То есть новый балеринский сюжет живет самостоятельной жизнью и лихо подчиняет себе оперу. В качестве примера приведу парадоксальный момент. В «Травиате» на балу есть оригинальная танцевальная сцена в карнавале – казалось бы, как никогда уместная в новой трактовке. Но вместо нее у Кехмана – иные танцы. Под музыку… Чайковского, Сен-Санса и Сибелиуса. Какие могут быть сомнения, раз действие происходит в зарубежном казино? Конечно, вместо непонятных вердиевских испанизмов здесь так и просятся «Русский танец» из «Лебединого озера» (в котором, правда, голая спина скрипачки-солистки из ложи, кажется, производит больший, чем танец, фурор) и фокинский «Лебедь».

Вообще, во второй части спектакля таких нововведений несколько. Кроме танцев это «иноязычные» для итальянской оперы речевые пассажи на французском и русском, наконец, внезапное лирическое отступление – видеоряд воспоминаний о Петербурге и балете (под музыку вальса Сибелиуса). В этом удалении от музыки Верди, от самой оперы – не лучший ход «Дамы с камелиями».

Впрочем, режиссер не остался без поддержки.
Его союзник – дирижер спектакля Александр Соловьёв, который, как кажется, понимает Кехмана с полуслова. Если главная тема – танцы, а вся трагедия испаряется в мажорном финале, то и темп должен быть соответствующий, практически как в галопе. С этим оркестр на протяжении спектакля справился полностью. Хотя, казалось бы, учитывая новый хронометраж (вся опера уложилась в полтора часа), стоило бы где-то соблюсти и вердиевские темпы – это было бы на руку и певцам, которые все же проявили чудеса выдержки, несмотря на то, что их регулярно «поторапливали».

Что это было? Это был не Верди. Но это был опыт – странный, спорный, но достаточно живой. Вероятно, неплохо для первой попытки.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой