Танцы для Пенсионного общества венских артистов События

Танцы для Пенсионного общества венских артистов

В Филармонии-2 Александр Рудин и РНО представили монографическую программу из сочинений Бетховена

Отдельные концерты из произведений композитора сейчас стали достаточно редки. Если это, конечно, не вечер сонат венского классика, где чаще всего звучат самые известные – «Лунная», «Аврора», «Патетическая», «Буря». Из симфонического творчества также исполняются в основном хиты – Пятая, Девятая и Третья симфонии. Потому концерт РНО, состоящий только из музыки Бетховена, – это уже праздник. Да и то, что публику не стали баловать шлягерами (кроме Третьей симфонии, но о ней отдельно), заслуживает доверия и уважения.

«Бетховен – это всегда большая ответственность и огромное эмоциональное напряжение. РНО в свое время играл и записывал блестящие диски с симфониями Бетховена с Михаилом Васильевичем Плетнёвым. В последние годы он исполняется не так часто – и РНО, и другими симфоническими оркестрами <…>. Это будет наш первый совместный опыт с Бетховеном – первый, но не последний, и, надеюсь, достаточно убедительный», – так прокомментировал готовящийся концерт для радиостанции «Орфей» Александр Рудин.

С маэстро нельзя не согласиться. В своих симфониях Бетховен особенно требует колоссальной эмоциональной выдержки, при этом нужно максимально быть сконцентрированным на различных деталях и соблюдать строгое отношение к артикуляции, прописанным штрихам. В музыке композитора, да и вообще венских классиков, важно ощущать определенные рамки – как форму произведений, которая всегда держит в ежовых рукавицах, так и эмоциональные градации. Здесь нельзя впадать в крайности – иначе унесет, и о стилистике, останется, пожалуй, только воспоминание.

Маэстро Рудин с этими законами исполнения Бетховена знаком не понаслышке – его интерпретация полностью соответствует духу и букве творений композитора.

Первое отделение началось с увертюры «Кориолан». Хронологически это самое позднее сочинение композитора из всех, что были представлены в программе. С первых нот здесь узнаешь бетховенский стиль – его несокрушимую силу, мощь, определенный пафос. Маэстро Рудин в своей интерпретации с большим вниманием отнесся к авторским указаниям: блестяще были выполнены моментальные subito переходы с пиано на форте, чисто по-бетховенски заострены акценты, многочисленные сфорцандо, четко показан контраст героического и лирического. Более всего в Увертюре впечатляет финал, когда в коде мы слышим затихающие, растворяющиеся пиццикато струнных.

Прозвучавшее следом произведение, Романс для скрипки с оркестром фа мажор, открывает другую грань композитора. Тут он предстал вдохновенным мечтателем, поэтом души. В этом произведении царила солистка, концертмейстер РНО Татьяна Поршнева. Теплое, проникновенное звучание ее инструмента одухотворило музыку, превратив сочинение в лирическую исповедь, своего рода ноктюрн конца XVIII столетия.

Изюминка вечера – финал первого отделения, в котором прозвучали Двенадцать контрдансов для оркестра. Этот цикл в наших широтах исполняется достаточно редко. В этой музыке нет особой глубины, но она невероятно мила и изысканна. И здесь открывается еще одна грань Бетховена, как талантливого танцевального композитора. В 1801 году, через шесть лет после написания этого цикла, он создаст балет «Творения Прометея», в котором будет использовать материал контрдансов. Танцы предназначались для ноябрьских маскарадных балов «Пенсионного общества венских артистов» – с 1792 года они проводились в резиденции Габсбургов, дворце Хофбург.

Бетховенскую сюиту коллектив РНО преподнес как красивейшую, драгоценную безделушку, особое внимание уделив показу эффектной и небанальной оркестровки, различным музыкальным «приколам» (например, неожиданные акценты, смещающие сильную долю у деревянных духовых, присутствие в Восьмом контрдансе бубна и т.п.). Но рука Бетховена не превращает эти танцы в набор приторных сладостей – его индивидуальность слышна и тут. Как бы ни была легка эта музыка по сравнению со многими другими творениями гения, представить здесь танцующие пары галантного века все же трудно.

Второе отделение целиком было отдано Третьей симфонии – одной из величайших партитур в истории музыки. И в этом случае оркестр показал себя на высоте. В первой части маэстро Рудин очень тонко разграничил пласты музыкальной ткани, при этом укомплектовав их в единую гармоничную форму. Вторая часть – знаменитый Траурный марш – тоже произвела впечатление. Известны различные интерпретации этой музыки. У кого-то она звучит очень трагично, у кого-то гиперэмоционально и чересчур открыто, как бы предвосхищая романтизм. У Рудина совсем не то – в его версии царит сдержанная, затаенная глубоко внутри человека скорбь. И даже в кульминации – «марше смерти» – она не вырывается наружу до конца. Увы, не обошлось без осечки – в своем соло при втором проведении ми-бемоль-мажорной темы на шестнадцатых запнулся гобой.

В насмешливом острохарактерном Скерцо (третья часть) искренне восхищала работа струнных, которые в стремительном темпе на пианиссимо демонстрировали потрясающую слитность. В трио – большой поклон троице валторн, которые звучали весьма благородно и победно чисто. В четвертой части коллективу удалось ясно и ненавязчиво показать многофактурность композиции, не забывая вкусно подавать различные эпизоды. И конечно, хочется отметить парящее, воздушное звучание флейты (солист – Максим Рубцов), которое только усилило удовольствие. Здесь Бетховен блестяще использовал тему седьмого контрданса из того самого цикла, написанного девятью годами ранее. И Александр Рудин не преминул выстроить программу концерта так, чтобы эту связь публика смогла ярко почувствовать.

Костюмированный скандал События

Костюмированный скандал

Как Кирилл Серебренников переиначил «Дона Карлоса» Верди

Возвращение ангела меланхолии События

Возвращение ангела меланхолии

Теодор Курентзис выступил в Московской филармонии впервые с 2019 года

Мефисто-танго События

Мефисто-танго

Первый российский исполнитель «Истории доктора Иоганна Фауста» Шнитке снова сыграл знаменитую кантату

Холмы – и никаких равнин События

Холмы – и никаких равнин

Авторский вечер к 75-летию Ефрема Подгайца завершил XX Осенний хоровой фестиваль